
Во Владикавказе реализуется соцпроект «Ребята с нашего двора», который призван вернуть детей на игровые площадки. Респонденты «15-го Региона» рассказали о дворовых играх своего детства и современных детях.
Мадина Атаева, врио министра культуры:
– Мы много времени проводили на улице, играли всем двором. Дети, с которыми мы играли, стали друзьями на всю жизнь. Все наши игры были очень подвижные: резиночки, классики, казаки-разбойники, птичку на дереве. Были и игры со скакалками, с мячом. Я стараюсь это прививать и своим детям. Если им объяснить игру, они в нее играют.
Руслан Тедеев, врио министра госимущества и земельных отношений:
– Когда приходило время играть, нас собиралось очень много. Играли в основном в подвижные игры. Сейчас в селах дворовые игры тоже актуальны. Бывает очень приятно наблюдать, когда детишки собираются, носятся, борются. В городе ситуация обратная. Думаю, основная причина в том, что в семьях мало детей. Надо, чтобы было минимум 3-4 ребенка. Тогда у них не будет времени на гаджеты и планшеты. Они будут играть между собой.
Зита Салбиева, врио министра образования Северной Осетии:
– У нас был большой двор и очень много детей. Мы много во что играли: дочки-матери, казаки-разбойники. Во дворе был еще прекрасный теннисный стол, и играли на нем тоже. Летом организовывали концерты для жителей наших домов. Сейчас мало детей вижу во дворе. Чаще всего это малыши, которые играют с бабушками или катаются на велосипедах. Дети подросткового возраста появляются крайне редко. А ведь двор лучше, чем современные гаджеты.
Зураб Макиев, депутат Госдумы:
– В нашем детстве почти не было игрушек, круглосуточных каналов с мультиками, поэтому все время проводили на улице. Играли в основном в футбол или разворачивали боевые действия. Были и другие игры типа казаков-разбойников, пряток, но в нашем дворе в фаворитах был футбол. Стараюсь, чтобы и мои дети, а у меня их четверо, как можно больше времени проводили на свежем воздухе и как можно меньше за телевизором или компьютером.
Алан Кокаев, начальник управления культуры АМС Владикавказа:
– Я мастер дворовых игр. Играли в казаки- разбойники, причём часто двор на двор. Это был целый игровой институт: «шансовкие против цумовских». Конечно, играли в прятки. Когда уже было поздно, и пора идти домой, я прятался у себя дома. Кстати, многие так делали. Еще мы делали торт из песка и продавали возле ЦУМа. Любимая игра, которую придумали девочки нашего двора, – это летнее кафе, в котором можно было купить лимонад или бутерброд. Не за деньги, а за количество собранных листьев, которые падали с деревьев. Также играли в утки-охотники, квадрат, три банана, пятисотка – это игры с мячом. Сейчас не замечаю, чтобы в нашем дворе дети так играли.
Мадина Ходова, зампредседателя собрания представителей г. Владикавказа:
– Мы часто вспоминаем в семье и кругу друзей дворовые игры. Мы играли в городки, резинки, догонялки и прятки. Я стараюсь ограничивать детей от гаджетов. Они тоже играют в различные игры: в утки-охотники, шарады. Мы им показывали, как играть и в семь камней, классики, но пока они не получаются. Дворовые игры потихоньку забываются. Наверное, этому способствует технический прогресс, который накладывает свой отпечаток и на восприятии детей. Было бы хорошо, если бы дворовые игры возродили. Они позволяют малышам и подросткам общаться не в домашних условиях, причем на своем уровне.
Виталий Галуев, шоу-мен:
– В детстве самыми любимыми играми у нас были утки-охотники, казаки-разбойники и, конечно, футбол! В футбол играли двор на двор, сторонка на сторонку, школа на школу. Мы в детстве устраивали целые футбольные турниры. Слава Богу, после некоторого перерыва (наверное, из-за смены поколений), наше дворовое поле снова стало объектом спортивных баталий и, надеюсь, что так будет всегда.
Руслан Кабалоти, певец:
– В детстве мне очень нравились войнушки. Еще мы с пацанами бегали по стройкам, по крышам. Это были впечатляющие ощущения. Потом кидали патроны в костер и убегали. В 90-е они могли валяться просто даже на улице, и мы их подбирали. Сейчас, если взять детей нашего двора, мальчики, вместо того чтобы играть в войнушки, казаки-разбойники, рубятся в покер. К тому же дети сейчас очень современные, я бы даже сказал взрослые.
Аида Шанаева, олимпийская чемпионка:
– Мы играли всем подъездом. Игр было множество: и прятки, и классики. Вечером нас собиралось очень много. Родители не могли загнать нас домой. Когда выпадал снег, мы играли в снежные бои двор на двор. Из всех игр моя любимая – девять камней. Надо было мячом сбить камни в центре площадки. Сбивший становился «водящим» и должен был выбить противников, не дав им построить новую башенку из камней. Сейчас никто ни во что не играет. Во дворе, где я выросла, дети, по-моему, вообще не выглядывают на улицу. Выходят только совсем маленькие поиграть в песочнице.
Светлана Гацоева, руководитель УФССП:
– Раньше все были во дворах. Поиграть приходили из соседних домов, организовывали команды. Играть во дворе – это уже была своеобразная программа. После школы мы час-два занимались уроками, потом выходили на улицу. Многих у родителей отпрашивали друзья, другим с улицы кричали и звали играть. Сейчас в моем дворе тоже играют в дворовые игры. Летом катаются на велосипедах, устраивают какие-то конкурсы, концерты. Моя дочка тоже участвовала в одном из них прошлым летом – она пела в осетинском наряде. Наряд кто-то даже взял напрокат. Это не во всех дворах так, конечно. Если в доме нет наворотов, компьютера и интернета, то дети проводят время во дворе.
Хасан Бекузаров, начальник УГИБДД:
– В детстве я очень много играл в футбол. На игру собирались целыми улицами. В футбол гоняли только парни. Если раньше играм уделялось много времени, то сегодня дети в основном сидят в социальных сетях. В наше время всего этого не было, и дети проводили время вместе, а сейчас они общаются через интернет.
Владимир Уваров, худруководитель Русского театра:
– Мое детство прошло в Курске. Жили мы тогда достаточно бедно, но дружно. Мы не играли в злачные игры. Любили футбол, хоккей. В хоккей мы играли не на коньках, и даже двор не заливали. Еще я очень любил играть в преферанс и хорошо его усвоил. Потом, к большому счастью для меня и для моих друзей, мы очень много читали. Когда появлялось что-то громкое в литературе, например «Три мушкетера», делали себе шпаги и ходили как дураки. В классе пятом или шестом я начал посещать ТЮЗ. Сейчас это вспоминать даже удивительно. Еще мы читали стихи Рождественского, Евтушенко с такой верой, будто как минимуму станем заслуженными артистами, а по максимуму – народными. Ну вот моя мечта осуществилась.
Клим Галиев, руководитель исполкома регионального отделения ОНФ:
– Я вырос в Мизуре. Нас собиралось человек под 30-40. Мы играли в игру «хъулта», которая описывалась в Нартских сказаниях. У нас она была очень популярна. Еще играли в войнушки, прятки, делали воздушных змеев. Девочки играли в резиночку, и мы, ребята, частенько тоже к ним подключались. Когда подросли, начали играть в более спортивные игры – баскетбол, волейбол и др. Проводили время и за настольными играми. Этому всему старшие учили младших. Мы смотрели, как играли они и перенимали у них. В настоящее время сельские дети до сих пор играют в них, а городские не так активно. Наверное, дело в том, что в городах больше условий для занятости детей. Это и садик, и профильное дошкольное учреждение, различные секции и др. В горах и селах для этого условий гораздо меньше. Поэтому энергию, которая у детей в избытке, они выплескивают во дворах.
Ольга Джанаева, хормейстер:
– В детстве мы с ребятами со двора играли в классики, водили хороводы. Более взрослые дети разучивали с младшими сказки и ставили театральные постановки. Потом на них приглашали родителей. У нас были игры и на грани риска. Например, мы с крыши прыгали на песок. Сейчас, скорее всего, никто из детей не отважится спрыгнуть с такой высоты. Дворовые игры надо возрождать. Особенно те, которые развивают у детей черты коммуникабельности или игры предпрофессиональные. Например, в мое время подростки в одном из бомбоубежищ сделали медкабинет. Кошкам при необходимости перевязывали лапки, птицам крылья. Из этих ребят многие впоследствии стали врачами.
Александр Кундухов, журналист:
– В мое время мы обычно играли всем двором. Нас собиралось человек 15. Не скажу, что было много каких-то особых игр. Играли в основном в квадрат или в мяч. В разные периоды времени и девочки к нам присоединялись. Сейчас дети просто бегают, носятся и не играют в какие-то организованные игры. Максимум, во что они могут сыграть, – это прятки. Современные дети странные. Им это все совсем не интересно.
Карина 15-Хадаева