Фаворитом Кремля на ближайших президентских выборах в Южной Осетии — 2017 является действующий президент и экс-министр госбезопасности Леонид Тибилов. Об этом говорится в докладе (имеется в распоряжении редакции «Газеты.Ru») Центра политической конъюнктуры (ЦПК), близкого к куратору республики в Кремле Владиславу Суркову. ЦПК описал возможные сценарии и риски на грядущих выборах, а также составил список кандидатов, которым благоволит Москва.
Президентские выборы в Южной Осетии пройдут в апреле 2017 года. Эксперты Центра политической конъюнктуры называют их тестом на стабильность элит и институтов республики. Главная мысль в докладе «Выбор из тандема: президентские выборы в Южной Осетии — 2017»: Россия опасается повторения сценария выборов 2011 года, которые поставили республику на грань гражданской войны. Участники того конфликта готовятся к новому витку борьбы за власть, стремясь получить влияние над перераспределением ресурсов из России.
Решающим фактором сохранения внутренней стабильности, пишут в ЦПК, будет способность действующего президента Леонида Тибилова доказать свою безальтернативность как гаранта внутриэлитного равновесия.
Факторы раскола в 2011 году
Президентская кампания 2017 года будет находиться под влиянием нескольких факторов, пишут эксперты. Во-первых, это президентские выборы 2011-2012 годов. Тогда ситуация потребовала срочного вмешательства Москвы. Президент Эдуард Кокойты хотел изменить конституцию и переизбраться на третий срок, но его решение раскололо элиты и вызвало негативную реакцию в обществе. Кокойты до последнего поддерживал неопределенность вокруг своего выдвижения.
Только за пять месяцев до выборов Кокойты заявил, что отказывается от участия в кампании вне зависимости от решения Верховного суда по вопросу референдума. На политика повлияла позиция Кремля.
Кокойты сохранил независимость страны в войне с Грузией 7-12 августа 2008 года, и при нем же Россия признала независимость республики в конце августа 2008 года. Кремль, со своей стороны, опасался, что отношения между Москвой и Цхинвали все больше становятся заложниками его неуспешной политики.
Популярность Кокойты и команды падала в связи с коррупцией и промедлением с восстановлением послевоенной республики. Кремль предложил Кокойты найти преемника, но тот поступил по-другому.
Он объявил о своей поддержке одновременно двум кандидатам — генпрокурору республики Таймуразу Хугаеву и главе МЧС Анатолию Бибилову. И неформально поддержал экс-министра образования Аллу Джиоеву. Считается, что он пытался привести к власти Джиоеву и обыграть ее через четыре года как наиболее слабого соперника. Для этого даже выбил из гонки лидера внесистемной оппозиции, главного тренера сборной России по вольной борьбе Джамболата Тедеева, введя ценз оседлости.
Выборы 13 ноября выявили двух лидеров голосования — Бибилова (24,86%) и Джиоеву (24,80%). Кокойты заявил, что не поддерживает ни одного из двух кандидатов. Протестное голосование второго тура вывело на первое место подвергшуюся преследованию Джиоеву. По жалобе сторонников Бибилова Верховный суд республики признал выборы недействительными.
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев прямо назвал причиной конфликта «споры кланов», Кремлю пришлось приложить усилия для поиска компромисса между ними. В итоге повторные выборы в 2012 году в результате компромисса кланов прошли без участия Бибилова и Джиоевой. Победу на них во втором туре одержал компромиссный кандидат Леонид Тибилов, бывший министр госбезопасности.
Второе место на выборах во втором туре занял омбудсмен Давид Санакоев. После выборов Санакоев получил пост министра иностранных дел, а Бибилов остался министром МЧС. Все стороны конфликта, пишут в ЦПК, расценивали договоренность как временное прекращение противоборства ради сохранения гражданского мира.
Фактор соседства с Россией
После кризиса на выборах Москва перезагрузила систему финансирования республики для борьбы с коррупцией в послевоенной республике. В сентябре 2013 года президент Владимир Путин назначил своим помощником по экономическим взаимоотношениям со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Владислава Суркова. Авторы доклада утверждают, что Суркову удалось добиться прозрачности в финансировании республики.
Следующий этап: в марте 2015 года Владимир Путин и Леонид Тибилов подписали договор о союзничестве и интеграции России с Южной Осетией. Его ратифицировали парламенты обеих стран. В соответствии с ним агрессия против одной страны будет рассматриваться как агрессия против другой. Россия обязуется обеспечить безопасность республики, охранять ее границу, а войска Осетии интегрируются в российские. Москва берет на себя софинансирование социальных программ республики и упрощенную раздачу гражданства.
Некоторые силы внутри республики попытались сделать договор предметом полемики, однако интерпретации договора как угрозы суверенитету Южной Осетии эксперты связывают с беспокойством кланов за контроль над денежными потоками из Москвы.
Камнем преткновения стал статус южноосетинской армии. Выдвигалась идея создания объединенной группировки войск под командованием Цхинвали и сохранения за Южной Осетией таможни. Сторонником этой версии соглашения был министр иностранных дел Санакоев. Но Москву не устроила такая позиция 53-тысячной республики с бюджетом, который на 92% состоит из российских денег.
Сторонники мягкой версии интеграции проиграли, а Санакоев из-за обвинения в прогрузинских симпатиях потерял портфель министра. В то же время договор укрепил позиции президента Тибилова как проводника интеграционной линии.
Фактор референдума о присоединении
После подписания договора Тибилов стремился усилить популярность с помощью проведения референдума о присоединении к России в 2016 году, за восемь месяцев до президентских выборов. Гарантированный успех референдума сделал бы Тибилова безальтернативным кандидатом. Однако Россия выступила против референдума, не поддержали этот вариант и местные элиты, в том числе спикер парламента Бибилов.
ЦПК считает, что, с точки зрения Кремля, положительный исход референдума наложил бы на руководство Южной Осетии существенные обязательства. Они, в свою очередь, потребовали бы ответного консенсуса среди российских элит. Другая проблема — завышенные ожидания населения вокруг скорейшего вхождения в состав России, которые Тибилов реализовать не сможет. В результате референдум перенесли на 2017 год.
Фальстарт может сыграть против Тибилова и в пользу Бибилова, который занял более взвешенную позицию. А несогласованное с Кремлем поведение президента немного, хотя и некритично, ослабило позиции главы республики в глазах Москвы.
Ценз выбивает кандидатов
Перед президентскими выборами противники Кокойты и Тедеева объединились в коалицию и изменили законодательство о выборах главы республики. Новые поправки сокращают количество участников гонки, ставя заслон для политических амбиций обоих кандидатов.
Предлагается фиксация механизма подсчета «ценза оседлости» кандидатов в президенты республики, рост количества партийных делегатов для выдвижения кандидата и увеличение подписного фильтра. И Тедеев, и Кокойты не проживают постоянно в республике. В 2011 году именно из-за этого Тедеев не смог избираться на выборах президента.
Спикер парламента Бибилов в качестве главного достоинства новых правил назвал «отсутствие двусмысленности». Однако вопрос трактовки поправок остается открытым. Его будет решать уже новый ЦИК Южной Осетии, за состав которого будут бороться все участники кампании.
В докладе подчеркивается, что поправки играют на Тибилова и Бибилова, а возможные попытки делегитимации выборов и организованные протесты будут плохо восприняты в Москве.
Фавориты выборов
В группу лидеров, по версии ЦПК, входят президент Леонид Тибилов и председатель парламента Анатолий Бибилов. В группе аутсайдеров — бывший президент республики Эдуард Кокойты, и.о. главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев и экс-министр иностранных дел республики Давид Санакоев. Остальные игроки будут, скорее, техническими.
Эксперты ЦПК выделяют два основных качества кандидатов: способность обеспечить длительную консолидацию конкурирующих кланов и выполнять обязательства перед Россией в рамках прежних соглашений. Первый параметр является ключевым. Президентская кампания, надеются в России, не должна повторить опыт 2011 года, иначе кризис поставит под сомнение экономические договоренности с Россией и состоятельность местных элит.
Леонид Тибилов в докладе указан как фаворит гонки.
В 2006 году он вышел на президентских выборах на второе место после Кокойты, а 2011 году оказался компромиссной фигурой для местных кланов. Статус игрока над кланами и доверие Москвы позволили ему преодолеть противоречия между местными группировками. Оппоненты видят проблемой Тибилова, которому 65 лет, возраст, однако и это может быть в Южной Осетии плюсом на фоне остальных более молодых кандидатов.
В Москве Тибилова считают гарантом мира в республике и соглашений с Россией и хвалят за прозрачность при распределении московских траншей и вклад в восстановление Цхинвали после войны.
С 2013 года Счетная палата России не зафиксировала ни одного случая нецелевого использования финансовых средств.
«Тибилов продемонстрировал, что он надежный партнер для российской власти и в политических вопросах, и в экономических, — говорит «Газете.Ru» глава ЦПК Алексей Чеснаков. — Ему удалось избавиться от главной проблемы предыдущей власти — неэффективного расходования средств, выделяемых Россией. Это могут подтвердить все, кто был в Республике Южная Осетия в последние два года».
Спикер Анатолий Бибилов был фаворитом Москвы на президентских выборах 2011 года, в феврале 2017 года ему исполнится 47 лет. Он один из героев войны с Грузией 2008 года, во время которой был дважды ранен. После войны возглавил МЧС. Быстро восстановил позиции после поражения на президентских выборах, покинул «Единство» Кокойты и на парламентских выборах 2014 года его новая партия «Единая Осетия» одержала победу. Тогда он и получил пост спикера.
Бибилов, как и Тибилов, — активный сторонник договора с Россией и прозрачного распределения ее средств. Главный его недостаток ЦПК видит в неприемлемости этой фигуры для старых элит вокруг Кокойты. Его некомпромиссность для элит в случае победы на выборах чревата сползанием республики в очередной кризис.
Аутсайдеры президентской гонки
Эдуард Кокойты, второй президент Южной Осетии, занимал свой пост два срока подряд — с 2001 по 2011 год. В 2001 году он победил с 53%, в 2006-м — с 96%. В октябре 2016 года Кокойты исполнится 52 года. Он хотел остаться у власти и на третий срок, но не получил санкции России на смену конституции.
Главной претензией к президенту со стороны России и граждан республики стал провал работ по восстановлению после войны с Грузией 2008 года.
К окончанию срока полномочий президента в 2011 году столица республики Цхинвали оставалась в плачевном состоянии. Потом было возбуждено около 70 уголовных дел по фактам хищения средств в период с 2009 по 2012 год.
Джамболат Тедеев, в прошлом сторонник Кокойты, а затем один из спонсоров южноосетинской оппозиции, остается теневой фигурой в местной политике. В августе 2016 года Тедееву исполнится 48 лет. На Олимпиаде в Пекине в 2008 году российская команда по вольной борьбе под его руководством лидировала с тремя золотыми медалями.
В 2011 году Тедеев вернулся на родину и объединил местную оппозицию в рамках движения «Народный фронт». Однако Кокойты не допустил участия оппозиционера в президентской гонке, введя ценз оседлости. Протесты сторонников Тедеева были подавлены, и его изгнали из республики вместе с семьей.
В итоге кандидатура Тедеева неприемлема ни для сторонников Кокойты, ни для Тибилова и Бибилова, а значит, и для Москвы.
Госсоветник президента Санакоев самый молодой из южноосетинских политиков-тяжеловесов. В декабре ему будет 40 лет. С 2004 года он был омбудсменом при президенте, представлял страну на Женевских переговорах. На выборах 2012 года проиграл второй тур Тибилову и получил пост главы МИДа. В 2015 году потерял этот пост из-за предложения менее интеграционного варианта договора с Россией. Так что на него Москва не будет делать ставку.
Сценарии: от консолидации до войны всех против всех
Конкретные сценарии кампании определит новый состав ЦИК, который решит, кого пускать на выборы. Эксперты рисуют шесть сценариев избирательной гонки.
Первый сценарий: консолидация элит вокруг действующего президента Леонида Тибилова. Кланы займут выжидательную позицию до следующих выборов 2022 года, и Тибилова поддержит спикер Бибилов. Для России этот сценарий оптимален, поскольку он гарантирует стабильность в республике.
В сценарии «Тибилов против Бибилова» ЦИК не допускает их основных конкурентов к выборам. Конкурентная кампания может проходить как по «мирному» сценарию и только укрепить политическую систему, так и сценарию игры на обострение. Тогда республике грозит глубокий раскол элит между исполнительной и законодательной властью. Москва, считают в ЦПК, будет настаивать на том, чтобы исход голосования признали все соперники, а проигравших инкорпорировали во властные структуры после выборов.
Третий сценарий: «схватка тяжеловесов». Кокойты или его человек регистрируются на выборах. В таком случае Кокойты, скорее всего, пройдет во второй тур, где проиграет. Этот сценарий грозит расколом кланов и возможными уличными протестами сторонников Кокойты, при которых России придется вмешаться в ситуацию и заставить всех кандидатов признать итоги второго тура. «Прозрачность в республике не всем нравится, — комментирует Чеснаков. — Не секрет, что существуют группировки, надеющиеся вернуть прежние времена. Ситуация изменилась. В Москве вынуждены будут воспринимать попытки спровоцировать дестабилизацию по сценарию 2011 года как откровенно антироссийские. И соответственно относиться к инициаторам подобных попыток».
Четвертый сценарий: коалиция против Кокойты. Тогда фаворитом, скорее всего, будет действующий президент, которого поддержит спикер парламента. Объединение ветвей власти помешает Кокойты оспорить итоги выборов.
Пятый сценарий — транзит власти Тибилова преемнику — маловероятен. Если отказ и будет, то, скорее, по личным причинам. Тогда фаворитом станет спикер Бибилов, ему благоволит Кремль.
Шестой и последний сценарий: «война всех против всех». Из-за ужесточения регистрационного законодательства он маловероятен. Однако если всех основных кандидатов зарегистрируют и фигуры премьера и президента резко ослабнут, то «война» может вывести как минимум одного неожиданного кандидата во второй тур. Риски политического кризиса возрастут, а Москва попытается сохранить борьбу в легитимном поле.
«Можно прогнозировать, что во время кампании Россия на перспективу будет внимательно наблюдать за электоральными способностями и возможностями потенциальных преемников Тибилова, которые смогут выиграть президентские выборы 2022 года», — заключают авторы доклада.
Владимир Дергачев, “Газета.Ru”