Звонок на антракт. Зрители неторопливо перемещаются из зала в гостеприимный буфет, делясь впечатлениями после первого акта. В их числе — Агунда Кулаева, солистка Московского Театра Новая Опера. Она же Кармен, Любаша, Амнерис. Артистка и просто Женщина, которая искренне любит то, что она делает. К сожалению, наше время ограничено антрактом, но это не мешает Агунде рассказать о самом главном: что для неё значит быть артистом, какую партию она мечтает исполнить и какие планы связывает с малой родиной.
Всегда интересно раскрыть артиста в первую очередь как человека. Например, рассказав о его детстве, показав, как всё начиналось. Агунда, какими были ранние годы Вашей жизни, где прошло детство? Какие особенно яркие воспоминания у Вас сохранились?
Всё мое детство прошло на гастролях с родителями, поэтому неудивительно, что большинство детских воспоминаний связаны с вокзалами, гостиницами и оперными театрами разных городов России. Тогда-то я и полюбила свою будущую профессию, а заодно и путешествия. «Владикавказская» часть моего детства прошла напротив Университета и гостиницы «Кавказ». Хорошо помню, как ходила в ободранных шортах, вырезанных из старой пары джинсов. За это меня всегда ругали, мол, в Осетии девушке так ходить не положено. Тем более, если твой папа знаменитый на всю республику Елкан Кулаев. Он просил меня: «Агунда, пожалуйста, не одевай эти шорты на улицу хотя бы ради меня. Они тебе очень идут. Носи их дома, я буду на тебя любоваться!»
Получается, Вы с детства были вовлечены в мир музыки. И всё-таки, что предопределило выбор будущей профессии?
Я родилась в семье оперных певцов, папа — баритон, мама — сопрано. Отец, которым я очень горжусь, и которого, к сожалению, уже 10 лет нет с нами, один из самых известных певцов Осетии, Елкан Кулаев. Он народный артист России и Осетии. Понятно, что выбор моей профессии был предопределен, и даже если бы я её не выбрала, она бы выбрала меня сама. С самого детства я мечтала заниматься музыкой, но родители не разрешали, потому что не желали для своей дочери сложной судьбы артиста. Однако способности к музыке давали о себе знать, и я все-таки пошла в музыкальную школу. С этого момента начался мой путь.
Сначала я училась в нашем музыкальном училище, сразу на двух отделениях — вокальном у Долорес Билаоновой и дирижерско-хоровом у Тамерлана Хосроева. Все было интересно, но в то время я еще толком не знала, кем буду — дирижером или певицей. Определилась только на втором курсе, когда прошла на прослушивании к Галине Павловной Вишневской в Центре Оперного пения. Тогда вопрос о будущей профессии был решен окончательно!
Раз мы заговорили о творческом пути, скажите, кто были Ваши наставники? Самое главное, чему они Вас научили?
Мой самый первый учитель — мама. У нее был сложный жизненный путь, она наставляла меня во всем, учила быть хорошим человеком и правильно делать свой выбор. Ну и конечно, Галина Павловна, которая обучала меня не столько даже вокалу, сколько искусству быть артистом, быть первой, быть лидером, быть дивой, быть звездой.
А что для Вас значит быть артистом?
Какой же сложный вопрос… Артист должен обладать не только внешностью, актерскими способностями и вокальными данными, но прежде всего иметь харизму! Кто ею не обладает — тех видно сразу.
За любым успехом стоят испытания. С какими трудностями Вы столкнулись на творческом пути? Наверняка, они были…
У меня их не было. Что значит трудности? Это когда тебе вредят, не дают возможности выйти на сцену. Какие трудности еще бывают у певиц? Например, родила ребенка — не можешь выйти из декрета. Я не сталкивалась с такого рода препятствиями. Через две недели после рождения ребенка уже смогла выйти на сцену, слава Богу, у меня прекрасный муж, который во всем меня поддерживает! (Улыбается).
Вы исполняли самые разные партии… А какая оказалась самой трудной?
Амнерис, наверное. (Героиня оперы «Аида» Джузеппе Верди). Драматически это очень неоднозначный персонаж. Амнерис считается отрицательной героиней. В то же время она сильная, харизматичная, а самое главное — умеет любить. При этом должна оставаться отрицательным персонажем. В этом противоречии её сложность.
Какую партию мечтаете исполнить?
У меня было четыре мечты: Кармен, Любаша, «Реквием» Верди и Амнерис. И все четыре желанные партии я исполнила. Но есть еще одна. Очень хочу исполнить партию Далилы из оперы «Самсон и Далила». Она нигде в России не идёт, поэтому за мечтой придётся ехать в Европу.
В списке партий, которые Вы исполняли есть несколько мужских. Сложно ли женщине исполнить мужскую партию?
В плане вокала — нет. Главное, чтобы фигура тебя не выдала! (Смеётся)
С кем из оперных певцов (или певиц) Вы хотели бы выступить на одной сцене?
Самой заветной моей мечтой было спеть на одной сцене с мужем. А еще хотелось бы выступить с Хворостовским. Это прекрасный исполнитель! Из зарубежных мечтаю спеть с Роберто Аланьей. Мой путь в музыке только начинается, думаю, все еще впереди!
Как вы стали солисткой Московского театра Новой Оперы? С какими еще театрами сотрудничаете?
Всегда хотела работать именно в Новой Опере, хотя многие мечтают попасть в Большой Театр. Я счастлива, что сделала такой выбор. Помимо этого я выступаю в основной труппе Новосибирского Государственного Театра Оперы и Балета. По совместительству сотрудничаю с Варненской Оперой в Болгарии и Софийским Национальным Театром Оперы и Балета.
Наша малая родина давно славится своими музыкальными деятелями. Многие из них чередуют международные гастроли и выступления дома. А хотите ли Вы спеть в Осетии?
К сожалению, мне еще не доводилось петь на сцене в родной республике, но очень хотелось бы выступить там с сольным концертом.
Есть ли что-то, что Вы хотели бы сделать для культурного развития нашей республики?
Хочу поделиться своим творчеством, показать красивый репертуар меццо-сопрано. Уверена, оно поможет публике обогатиться духовно.
Очень хочется в ближайшем будущем увидеть и услышать Агунду Кулаеву на сцене в Северной Осетии. А пока желаем ей новых партий, звездных дуэтов и еще больше творческих побед.
Ася Дзагурова, блог Союза студентов