В ходе недавнего визита спикера Совета федерации Валентины Матвиенко в Северную Осетию руководство республики раскрыло карты судьбы некогда развитой здесь алкогольной промышленности.
В частности, глава региона Таймураз Мамсуров сообщил о поручении Владимира Путина организовать передачу крупных отраслевых активов в управление госхолдингу «Росспиртпром». Со своей стороны госпожа Матвиенко призвала навести порядок в отрасли и заверила, что при необходимости федеральные органы власти окажут в этом помощь республике.
«Эта отрасль — как доменная печь. Если ее остановить, то так просто не восстановишь, – заявил Таймураз Мамсуров на встрече с Валентиной Матвиенко (цитата по официальному сайту парламента Северной Осетии). – Я был у президента РФ, он поручил сделать так, чтобы все наши крупные предприятия взяли к себе в управление "Росспиртпром" и "Алкоконтроль". Мы готовы отдать свои акции вплоть до 50% и больше, но чтобы они работали на государство».
Такая постановка вопроса означает, что в судьбе осетинской алкогольной промышленности может быть найден долгожданный компромисс. Несколько лет назад значительная часть спирто-водочных предприятий республики (включая самый крупный завод «Исток») не прошли перелицензирование и были вынуждены остановить производство. После этого резко снизилось поступление акцизов в бюджет Северной Осетии, что крайне негативно сказалось на экономике дотационной республики.
Некоторые комментаторы связывали остановку осетинских спирто-водочных заводов как раз с позицией «Росспиртпрома» и близких к Владимиру Путину предпринимателей братьев Ротенбергов, которые имели значительное влияние в этой компании. В частности, в конце 2010 года сообщалось, что «Росспиртпром» рассматривает возможность приобретения «Истока» за 1 млрд рублей, но все упирается в позицию банков-кредиторов предприятия, которые не готовы списать до 70% его долга. В результате «Исток» пришлось банкротить, а порядка 2,5 тысячи его сотрудников были уволены.
С тех пор «Росспиртпром» провел консолидацию ряда алкогольных активов в российских регионах (Петровский ЛВЗ в Карелии, Златоустовский ЛВЗ в Челябинской области, Волгоградский, Костромской и Чебоксарский ЛВЗ), а в прошлом году добрался и до Северного Кавказа. Сначала холдинг получил контроль над 50% компании «Риал» из города Прохладного (Кабардино-Балкария), а в прошлом декабре ФАС разрешила ОАО «Росспиртпром» приобрести восемь региональных спиртзаводов, в том числе три на территории СКФО — ООО «ДДД» и ООО «Престиж» (Северная Осетия), а также ООО «Премиум» (КБР).
В последние несколько месяцев в алкогольной отрасли Северной Осетии появились признаки возрождения производства. В апреле министр финансов республики Наталья Царева сообщила, что по итогам первого квартала в результате роста объемов отгрузки водки и пива сумма акцизов на местную алкогольную продукцию выросла почти на 30% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Всего с января по март было получено чуть более 120 млн рублей акцизов (16,6% от годовых бюджетных назначений).
Однако последствия кризиса в отрасли далеко не преодолены. В Государственном сводном реестре лицензий, опубликованном на портале Росалкогольрегулирования, содержится порядка 40 предприятий Северной Осетии, имевших лицензии на производство спирта и водки. Но лишь у единиц лицензии действуют. Во Владикавказе это ООО «РОРО», ЛВЗ «Правобережный», спиртзавод «Изумруд», ООО «Миранда», в Беслане – «Альянс-Спирт», «Ариана-С», «Салют».
О сложностях с получением или продлением лицензий руководство Северной Осетии говорило неоднократно, и эта тема вновь была поднята в ходе визита Валентины Матвиенко. «Сегодняшняя ситуация возникает, потому что люди вынужденно скрываются. Чтобы получить лицензию, нужно пройти огромные препятствия», – посетовал Таймураз Мамсуров.
А глава парламента Северной Осетии Алексей Мачнев заверил госпожу Матвиенко в том, что сегодня алкогольная отрасль республики может и должна давать доход в местный и государственный бюджеты. «Мне хотелось бы, Валентина Ивановна, чтобы с вашей стороны мы находили поддержку», – обратился спикер парламента к коллеге из Совета федерации.
Столичная гостья подошла к теме со знанием дела, обратив внимание, что качество водки зависит от качества воды, а здесь у Северной Осетии есть серьезное преимущество в сравнении с многими другими регионами. «Главное — качественная вода, все остальное — ерунда, меняется только этикетка», – заявила Валентина Матвиенко.
Тема качества в данном случае возникла далеко не случайно, поскольку осетинская водка в свое время занимала самый дешевый сегмент рынка и нередко вызывала подозрения как у потребителей, так и проверяющих структур. Руководство Северной Осетии эти подозрения неизменно отводило, упирая опять же на высокое качество воды. «У нас же вода дешевая, ее, в отличие от других регионов, не надо до ума доводить — прямо из земли идет. Себестоимость поэтому у водки невысокая», – пояснял несколько лет назад в одном из интервью Таймураз Мамсуров.
Об этих естественных преимуществах вновь было сказано и в ходе визита Валентины Матвиенко. По словам Алексея Мачнева, водочная отрасль в Северной Осетии сформировалась не потому, что здесь водку любят больше, чем в других регионах, а потому, что в республике есть великолепная и вместе с тем дешевая вода. Но, признал спикер парламента, еще действительно надо много работать, чтобы вывести алкогольную отрасль из тени.
Валентина Матвиенко согласилась с этой точкой зрения, заявив, что в наличии крупных водочных производств нет ничего позорного – проблема лишь в том, чтобы ввести отрасль в правовое поле. «Водка не должна продаваться в ночных ларьках по более дешевой цене и, конечно же, не нужно продавать "паленую" водку, которая бы наносила вред гражданам. Здесь надо наводить порядок вместе с федеральными органами власти, мы готовы оказать поддержку. Давайте цивилизуем эту часть экономики, тогда все с удовольствием будут пить осетинскую водку», – предложила спикер Совета федерации.
kavpolit.com