Единственная школа в Сурх-Дигоре находится в аварийном состоянии. По словам директора Бориса Хамикоева, ей уже больше 80 лет. Образовательное учреждение строилось еще до войны, а капремонт в нем не проводился многие годы.
Делать ремонт перед началом учебного года бессмысленно, говорят учителя. Даже после побелки и покраски «классы остаются без вида». Виной тому осыпающиеся, а местами обваливающиеся потолки и стены, гниющие окна. Износ основных конструкций школы составляет от 80 до 100%. В соответствии с требованиями капремонт должен проводиться уже тогда, когда износ доходит до 70.
«Здесь уже не капитальный ремонт нужен, а строительство новой школы. Косметический ремонт, который мы проводим ежегодно, поддерживает чистоту, но не решает проблему», – сказал Хамикоев.
Большую опасность в школе представляют оконные рамы. Они устарели и сгнили. С внешней стороны их давно не красили, и деревянная основа держится с трудом. К тому же, проемы невозможно заново застеклить, так как неизвестно, столько рама выдержит.
«У меня нет стекла на одном из окон, и хотели прибить его. Не поверите, но как только начинали забивать гвоздь – дерево сыпалось. В итоге мы закрепили стекло скотчем», – рассказала учительница начальных классов Альбина Сабанова.
По словам учителей, зимой приходится заклеивать окна клеенкой, чтобы в классе не гулял ветер. Часто в помещениях, где учатся дети, температура опускается до 11 градусов.
«Мы зимой замерзаем. Как можно учиться, если в классе всего 11-12 градусов, тогда как норма от 18 и выше?» – возмущается учительница русского языка и литературы Марина Хохоева.
В плохом состоянии также потолки и стены. На них образовались трещины, во многих классах сыро. С потолка часто сыпется штукатурка, местами падают целые куски.
«В апреле прямо над дверью упала бетонная глыба весом где-то в 7 кг. Благо тогда был урок, и дети сидели за партами. Если бы она упала во время перемены, беды не избежали бы», – поделилась Сабанова.
В плохом состоянии и деревянные полы. Местами они прогнили, где-то образовались зазоры и щели. Сильно устарели лестницы на второй этаж, где занимаются старшеклассники. Чтобы они могли выдерживать массу, их временно укрепили подпорками. По словам директора школы, в этом году лестничный пролет планируется заменить полностью.
Школьные санузлы находятся во дворе, в 40 метрах от основного здания. Несколько лет назад было подготовлено помещение под внутренние санузлы, но в данный момент они не функционируют из-за плохой системы канализации.
Среди "образовательных" проблем учителя называют отсутствие класса труда для мальчиков, оснащенного станками и инструментами, и ОБЖ. Нужного оборудования нет и в большинстве других помещений.
«В некоторых кабинетах до сих пор используются старые парты, которые нужно заменить. В каждом классе нехватка мебели. К тому же, не все они оборудованы. Так, в кабинете физики, например, нет современных приборов, с которыми можно интересно вести уроки», – сказал директор школы.
По его словам, одной из основных проблем является отсутствие централизованного пункта питания – в школе нет столовой. Учителя отмечают, что часто это сказывается на успеваемости учеников, особенно младшеклассников. Они также добавляют, что столовая нужна и детям постарше, так как обедать подросткам необходимо.
«У нас нет элементарных условий для сохранения здоровья детей. Нет столовой, где бы они питались. Допустим у ребят с 7 по 11 класс интенсивный рост, они постоянно хотят есть, особенно после третьего урока» – сказала Хохоева.
Совсем недавно Сурх-Дигору с рабочим визитом посещал врио главы Северной Осетии Вячеслав Битаров. Он попросил прислать ему список того, что нужно отремонтировать в первую очередь. По словам директора школы, в настоящий момент этот вопрос прорабатывается совместно с главой администрации Ирафского района.
«Мы надеемся, что в следующем году нас внесут в список на постройку нового здания. Здесь действительно требуется строительство школы. Более компактной, более современной», – заключил Хамикоев.
Карина 15-Хадаева