
Родители североосетинских школьников чаще стали обращаться к услугам репетиторов. Если еще лет 10 назад педагогов для дополнительных занятий нанимали преимущественно старшеклассникам, то сейчас в каждом классе начальной школы есть как минимум несколько человек, занимающихся с репетиторами.
Уже со второго класса дети начинают испытывать сложности при выполнении домашних заданий. Если ребенок не ходил в подготовительную школу, то, скорее всего, у него возникнут сложности с освоением школьной программы. В школах уровень подготовки и объем домашнего задания разнится. Педагоги настоятельно советуют родителям отбросить тщеславие и амбициозные планы по поводу своих детей и смотреть на ситуацию реально.
«Не стоит отдавать своего ребенка в школу с английским уклоном, если у него нет способностей к иностранным языкам. Никакой, даже самый чудесный репетитор, здесь не поможет», – говорит выпускница филолого-иностранного отделения факультета русской филологии СОГУ Марина Калагова, которая уже 10 лет занимается репетиторством по английскому языку.
После окончания учебы это стало для нее основным заработком. Госпожа Калагова отмечает, что большая половина ее курса также пошла «по пути репетиторства» и не стала преподавать в школе. За час занятий она берет 350 рублей. Имея 8 учеников, может заработать в день порядка 1,5 тыс. руб. В итоге ее доход вдвое превышает зарплату школьного учителя, хотя девушка работает по минимальной стоимости: педагоги с большим стажем и подготавливающие к ЕГЭ берут 500-600 рублей за час занятий. Для родителей такие траты на дополнительное образование порой становятся непосильной ношей.
У многих детей трудности с английским начинаются с первых дней его изучения. Марина Калагова предупреждает, что стоит вовремя обратить на это внимание и не запускать ситуацию, иначе в дальнейшем возникают серьезные проблемы. Востребованность педагогов по английскому объясняется и тем, что поколение родителей, чьи дети сейчас ходят в школу, в большинстве своем изучало немецкий язык и не может помочь с выполнением домашнего задания.
Осложняет ситуацию с усваиваемостью школьных знаний и перегруженность образовательного процесса. Среди родителей младшеклассников модным веянием стало отдавать своих чад сразу во все возможные кружки и секции. В стремлении перещеголять друг друга в уровне развитости детей, взрослые перестали считаться с их желаниями и учитывать их индивидуальные возможностями и таланты. Танцы, плавание, спортивные секции, рисование – родители пробуют своих детей во всем и сразу. В итоге уроки ученики делают ближе к ночи, уставшие и сонные. Но чем старше они становятся, тем более остывает пыл родителей: значительная часть подростков ничем не занята, и большую часть времени проводит в интернете.
«Ближе к ЕГЭ начинается паломничество к преподавателям с просьбами «поднатаскайте!». А что там можно «поднатаскать», если ребенок несколько лет вообще не учился. Тому, кто усердно занимается все время учебы, а не от случая к случаю, репетитор не нужен», – считает педагог по русскому и литературе СОШ№38.
Давать открытый комментарий учитель отказалась, так как говорит, что хоть все преподаватели в их школе подрабатывают репетиторством, руководство этого не одобряет. ЕГЭ она считает «навалившимся злом», так как «в Северной Осетии, где каждый друг другу знакомый или родственник, ни о какой объективности речи быть не может». Опираясь на свой опыт, учитель утверждает, что о намеках на справедливость полученных баллов можно говорить только в последние пару лет. В предыдущие же годы по 90 баллов получали те, кто «прогуливал уроки» и «по 80 баллов – олимпиадники». При этом средний балл ЕГЭ в нашей республике на порядок ниже, чем в целом в РФ.
Даже в целях поощрения ребенка многие педагоги выступают против завышения оценок. Система «4 пишем, 3 в уме» вводит в заблуждение родителей насчет знаний их детей. Есть среди учителей и те, кто проводит бесплатные дополнительные занятия с учениками, но таких мало. По этическим соображениям учителя не могут дополнительно заниматься со своими учениками за деньги, но настойчиво начинают им рекомендовать своих знакомых.
Директор гимназии №5 Марина Кулушкина считает, что для качественной подготовки ученика к ЕГЭ только школьного курса недостаточно. Она не против того, чтобы педагоги, работающие в ее школе, дополнительно занимались с учениками. Однако считает, что ученикам младшей школы репетиторы не нужны.
Первый замминистра образования и науки Владислав Тотров отмечает, что школьные учреждения должны в принципе предоставлять качественные услуги, чтобы треть домашнего задания, которая задается ученикам, они могли выполнять самостоятельно. Допустимо заниматься дополнительно с теми детьми, которые по каким-либо уважительным причинам не могли посещать занятия, либо имеют слабое восприятие какого-либо предмета. Неправильной он считает ситуацию, когда учителя занимаются дополнительно со своими учениками, так как они априори бесплатно должны давать знания на должном уровне.
«Само частное репетиторство в той форме, в которой оно ведется, незаконно. Суммы платежей за репетиторство должны быть регламентированы и облагаться налогом. И не важно, ведется оно под эгидой образовательной организации или частного репетиторства», – сказал замминистра.
Между тем, проведенный опрос на «15-м Регионе» показал, что подавляющее большинство учеников занимается с репетиторами – 70% респондентов. При этом почти 40% занимаются по точным и естественным наукам, чуть менее 21% по иностранному языку, почти 7% – по русскому языку. И лишь 30% опрошенных ответили, что сами справляются с учебной программой.
Алина 15-Алиханова