Огоев: Труд учителя должен быть оценен по достоинству
22.09.2014
17:08
Огоев: Труд учителя должен быть оценен по достоинству

В интервью агентству «Интерфакс» глава республиканского минобрнауки Алан Огоев рассказал о начале нового учебного года и результатах ЕГЭ.
— Алан Урузмагович, начался новый учебный год. Все ли школы республики, в том числе и в горных районах, приняли учеников вовремя? Открылись ли к этому учебному году новые образовательные учреждения?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— Новый учебный год мы начали в штатном режиме. Подготовка школ велась на протяжении всего каникулярного периода. Все школы приступили к образовательному процессу с 1 сентября, за исключением школ Правобережного района в связи с мероприятиями, посвященными памяти жертв в бесланской школе. В целом, никаких форс-мажорных ситуаций не было.
Вместе с тем мы понимаем, что есть вопросы, к которым необходимо по-новому подойти в этом учебном году. Необходимо, что называется, точно расставить акценты.

На повестке такие глобальные вопросы, как изменения в системе оплаты труда, которые мы планируем произвести с 1 января 2015 года. Кроме того, необходимы новые подходы в кадровой политике в системе образования на этапе подготовки учителей в вузах, их адаптация в школе, повышение квалификации и прохождения аттестации учителей. Третий актуальный вопрос — система управления образования в целом. В частности, с 1 января 2015 года в пилотном режиме система управления образования Ирафского района будет переведена на государственный уровень.

Следующий вопрос — новая программа развития образования, мы хотим принять ее на пятилетку, то есть с 2015 года до 2020 года. В рамках этой программы планируется повысить качество образования во всех направлениях — от общего до высшего образования с учетом анализа государственной аттестации.

— Довольны ли Вы результатами прошедшего ЕГЭ? Какие нововведения повлияли на результаты?

— Мы очень гордимся тем, что нам удалось провести ЕГЭ максимально открыто и объективно. Это позволяет сегодня сделать ряд выводов, с точки зрения подхода к оценке качества, мониторинга знаний наших детей. И здесь вопрос не только в качестве успеваемости, но и в мотивации. В первую очередь, ученики должны быть мотивированы учиться и получать качественные знания.
По результатам ЕГЭ-2014 мы в тренде средних данных по России. Есть небольшие отклонения по таким предметам как математика, физика, естественнонаучный блок, которому нужно уделить более пристальное внимание. Специалисты министерства выработали план мероприятий по подготовке к ЕГЭ -2015 и фактически с 1 октября мы начинаем массово вовлекать школьных выпускников в этот процесс. Следует отметить, что мы планируем в качестве бонуса оплачивать труд организаторов на ЕГЭ.

— С введением новой системы оплаты труда в республике было много вопросов и нареканий. Какова средняя заработная плата работников школьного и дошкольного образования?

— На сегодняшний день средняя зарплата в сфере республиканского образования составляет 21 тыс. рублей. В том числе, у учителей она составляет 21 тыс. 469 рублей, у работников дошкольных учреждений — 18 тыс. 850 рублей, в системе дополнительного образования — 18 тыс. 965 рублей, в системе среднего профессионального образования — 18 тыс. 542 рубля, в системе высшего профессионального образования — 28 тыс. 763 рубля.

В дальнейшем мы планируем изменить систему оплаты труда педагогов. Так, по моему мнению, введенная ранее система, при которой зарплата зависела от количества учеников, требует изменений. В министерстве разработана концепция подхода к определению заработной платы, опираясь на мнение педагогического сообщества, профсоюзной организации. Сейчас мы адаптируем ее к системе общего и дошкольного образования республики. В конечном итоге, зарплата будет зависеть от квалификации учителя. Ведь чем она выше — тем выше результаты учеников.

Внедрение этой концепции, конечно же, потребует дополнительного привлечения финансовых средств. Однако мы намерены уже в нынешнем октябре на заседании правительства Северной Осетии внести соответствующий проект-постановление.

— В 2013 году республика приняла участие в федеральной программе по модернизации системы дошкольного образования. Каковы ее итоги в Северной Осетии, что ожидается в перспективе?

— С 2013 года мы вступили в программу модернизации дошкольного образования, целью которого является, в первую очередь, создание новых мест в системе дошкольного образования. До 1 января 2016 года планируем полностью ликвидировать очередь в детские сады. На сегодняшний день у нас на очереди 4 тыс. 600 детей. В 2013 году удалось создать 2030 мест, в этом году планируем создать еще 3 тыс.680 мест. Уже сейчас построены три детсада, два во Владикавказе и один в селении Кизляр Моздокского района. За счет нового строительства мы планируем ввести порядка 1050 мест. Плюс к этому — вариативные формы: пристройки к детсадам, либо выкуп помещений частного сектора и т.п.

В части решения проблемы очереди в детские сады очень важно также отметить, что на сайте республиканского Минобразования действует электронная очередь, а также телефон «горячей линии».

— В июне республику с рабочим визитом посетил замминистра образования России Александр Климов. Он дал высокую оценку реализации целевых программ по развитию профобразования в Северной Осетии. И все же в республике актуальным остается вопрос нехватки квалифицированных специалистов на производственных объектах…

— Республика стала одним из субъектов, который выиграл в конкурсе по развитию среднего профессионального образования. В рамках этой программы была существенно обновлена материально-техническая база наших техникумов и училищ, библиотечные фонды, отремонтированы классы.

Увы, в последние годы рабочие профессии были непопулярны, и теперь мы стараемся доказать обратное. Примером тому являются состязания, которые проводятся в Ардоне — в частности, чемпионат профессионального мастерства WorldSkillsRussia.

Мы также проводим другие мероприятия для популяризации рабочих профессий, показываем как сегодня изменился процесс обучения в техникумах и училищах, на каком оборудовании работают и какими перспективами обладают люди, которые выбирают профессию соответствующей отрасли.

— В республике реализуется программа «Осетинский язык». Какие мероприятия удалось выполнить в рамках программы, какие ожидаются реализовать?

— Мы подходим достаточно щепетильно к процессу реализации программы «Осетинский язык». Помимо прикладного направления, проводим конкурсы, которые стимулируют и проявляют интерес у учителей осетинского языка, у детей. Реализованы проекты со многими компаниями в части перевода мультфильмов на осетинский язык, создание этнокультурных лингвистических лагерей.

В рамках данной программы также планируется полностью ликвидировать потребность в учебниках по осетинскому языку. Большим достижением также является двуязычие официального сайта минобрнауки. Это первый республиканский сайт, который действует в режиме двух официальных языков Северной Осетии — на русском и осетинском.

Основной целью программы является повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, укрепление его позиции в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций. Поэтапно выполняем все мероприятия для этого.

— Нехватка преподавателей, как известно, — проблема большинства российских регионов, в том числе и Северной Осетии…

— На сегодняшний день мы испытываем дефицит в кадрах в школах. Но вопросы подготовки учителя, его профессиональной компетенции, психологическая подготовка требует определенного времени. Сегодня ведется большая работа с Северо-Осетинским госуниверситетом, Северо-Осетинским педагогическим институтом на предмет подготовки учителей, мотивации учителей работать в школе после окончания вуза. Мотивацией является и программа поддержка молодых педагогов по ипотечному кредитованию, стимулирующие надбавки для молодых учителей до 3 тысяч рублей в месяц. Еще раз хочу подчеркнуть: рост заработной платы, который произошел в системе образования за последние три года — беспрецедентный. Поэтому сегодня необходимо работать над тем, чтобы поднимать статус учителя в глазах общественности, сделать все для того, чтобы их труд был оценен по достоинству.

— В этом году республика отметила печальную дату — 10-летнюю годовщину бесланской трагедии. Можно ли сегодня быть уверенным в безопасности школ и детских садов?

— Глава республики Таймураз Мамсуров достаточно большое внимание уделяет именно этому вопросу. Понятие «безопасность» заключается не только в проведении антитеррористических мероприятий. Сюда следует включить противопожарную безопасность, элементы межведомственного взаимодействия, в первую очередь, правоохранительных органов.

На сегодняшний день в целях безопасности школ и детских садов устанавливают камеры наблюдения, кнопки тревожной сигнализации, оперативно решаются вопросы сторожевой охраны, ограждения по периметру и т.д.

— В настоящее время в республике проживает около 500 беженцев из Донецкой и Луганской областей, среди них около 100 детей. Как разрешился вопрос с распределением детей по школам и дошкольным учреждениям?

— Никаких проблем у нас не возникло со школами, в основном, украинские дети пошли в школы Алагирского и Дигорского районов, а также в учебные заведения Владикавказа. Более 50 детей были устроено в школы, более 30 — в группы кратковременного пребывания.
Эта статистика меняется — кто-то возвращается обратно, кто-то, наоборот, приезжает. Правительством республики были приняты меры по обеспечению школьной, спортивной формой, то есть всем, к 1 сентября дети были полностью готовы к школе.
«Интерфакс»