«15-й Регион» продолжает цикл публикаций о состоянии районных больниц. Очередным пунктом назначения стала Моздокская ЦРБ.
«Приехали. Больница», – отрапортовал таксист, и я вышла у главного входа. Расположена ЦРБ на улице Мира. Сюда привозили раненых во время обеих чеченских кампаний, здесь медики круглыми сутками боролись за жизнь пациентов, а «вертушки», не переставая, гремели за окнами, доставляя в больницу «груз 300».
…Буквально за три дня до этого, уже рабочего визита, я попала сюда с 5-летней дочерью. Наше посещение МЦРБ началось с приемного отделения, где в тот субботний день как раз собралось много родителей с детьми. За полчаса образовалась небольшая очередь, которая невольно, но смущала медперсонал. Один врач, проходя мимо нас, даже отметил, что «люди сидят с таким настроением, что как бы не получился тот случай, когда пациент избил реаниматолога».
А люди продолжали ждать. Одни дожидались быстро, так как воспользовались услугой «звонок другу», другие сидели до тех пор, пока на них не обратят внимание. Не прошло и часа, как очередь дошла и до нас. Теперь предстояла не очень приятная процедура, связанная с оформлением документов под названием «история болезни». Как оказалось, только этот талмуд дает право поднять пациента в отделение и сделать процедуру. Спустя еще какое-то время, поднимаясь в травматологическое отделение, я почувствовала резкий запах краски. Подумалось, что где-то идет косметический ремонт. Следы мелкого ремонта я увидела в травматологии: прямо возле сестринского поста на полу была латка из нового линолеума. Она сильно бросалась в глаза, так как все остальное – стены, потолок и даже пожелтевшая наглядная агитация – напоминало о том, что время здесь будто остановилось в 70-х годах.
…Охранники на входе в больницу грозными ни тогда, ни сейчас мне не показались. Как потом выяснилось, отношение сотрудников ЧОПа к делу, нередко граничащее с халатностью, – в списке проблем, которые волнуют руководство районного здравоохранения. Но администрация МЦРБ никак не может повлиять на ситуацию: ЧОП как отдельное государство – выиграли тендер и работают, а кто и как – эти вопросы вообще не ставятся.
Осознавая тот факт, что без визы главного врача мне ни в одном отделении не ответят ни на один вопрос, я направилась сразу в сторону приемной. Однако большая белая пластиковая дверь оказалась заперта. Позже я узнала, что центральный вход закрыли для спокойствия пациентов блоков интенсивной терапии, кардиологии и неврологии. Именно сюда поступают тяжелые пациенты с болезнями сердца и сосудов. В блоке интенсивной терапии 6 многофункциональных коек, отдельный сестринский пост, круглосуточное наблюдение за ритмом сердца. Это и есть первичное сосудистое отделение, и оснащено оно по последнему слову техники. Современные аппараты эхокардиографии и УЗИ сердца помогают правильно диагностировать болезнь и назначить лечение.
«Хвост без головы разве может работать?», – задает мне риторический вопрос главврач Артур Лекоев и объясняет, что отделение задумывалось как часть сосудистого центра, который должен расположиться на базе РКБ во Владикавказе, но все еще находится в стадии проектирования.
«Мы по сей день благодарны бывшему министру здравоохранения Владимиру Селиванову, благодаря которому попали в эту сосудистую программу и по ней получили дополнительное оборудование. До того у нас на всю больницу стоял один УЗИ-аппарат, и на нем работали по очереди специалисты из всех отделений. В конце концов он сломался. Поэтому, несмотря на то, что сосудистая программа не работает в полную силу, мы оказываем специализированную помощь населению Моздокского района», – пояснил Артур Ботаевич.
Еще при Селиванове в моздокской райбольнице также было отремонтировано детское инфекционное отделение, по программе модернизации здравоохранения многофункциональными операционными столами, лампами и сопутствующей аппаратурой оснащен операционный блок, заработал компьютерный томограф, которого и по сей день нет ни в одной районной больнице республики.
Финансирование медучреждений внебюджетное, вся система здравоохранения «живет» за счет средств ОМС, а это мизерные суммы. О том, как же все-таки удается поддерживать чистоту и уют в 13 отделениях райбольницы, во время обхода территории мне рассказала главная сестра МЦРБ Тамара Чаусова.
«Люди в белых халатах, а в штате у нас в данный момент работают более полутора тысяч медиков, большую часть своей жизни проводят на рабочем месте. Естественно, всем нам хочется работать в нормальных условиях. Поэтому медперсонал оказывает неоценимое содействие в поддержании помещений больницы в порядке. Их инициативы что-то где-то покрасить, побелить, прибить полки или положить латку на линолеуме мы всегда поддерживаем. У нас есть возможность распределять мизерные суммы, которые остаются от ОМС и через месяц-другой накапливаются, и покупать стройматериалы, краску, белила, предметы быта», – рассказывает Тамара Георгиевна, а медперсонал мне уже сам показывает, что и где им удалось отремонтировать.
К сожалению, проведение косметического и мелкого ремонта не касается некоторых кабинетов, которые «плачут» по капитальному. Эта больница строилась в 50-х годах прошлого века, поэтому есть стены, где штукатурка сыпется просто от прикосновения. Во многих отделениях потолки оборудованы металлическими конструкциями, напоминающими вентиляцию, которая ни один день не работала. В коридорах, на лестницах тоже сыпется штукатурка и облупившаяся краска, ступеньки во многих местах так стерлись со временем.
«У нас не доходят сюда руки. Когда после дождя вода стоит в палатах, мы не можем заниматься ремонтом подсобных и входных помещений. Содержание больницы финансируется по остаточному принципу», – сетует Тамара Георгиевна.
Правда, настроение сопровождающей несколько улучшилось, когда мы зашли в хирургию. Одна половина отделения за счет все тех же скопленных средств ОМС была полностью отремонтирована.
«Это наша гордость! Ремонт здесь решили делать, потому что в столь важном хирургическом корпусе, где люди восстанавливаются после операций, зачастую непростых, было невозможно находиться. Впрочем, о том, как здесь было, напоминает вторая половина отделения», – говорит она.
За два часа экскурсии по отделениям больницы мне удалось поговорить с некоторыми пациентами. На качество оказания помощи и на отношение медперсонала не жаловались, а к условиям привыкли, – говорили больные в хирургическом и травматологическом отделениях. Тут нужно сказать, что состояние палат, коридоров, санузлов и других подсобных помещений зачастую зависит и от самих пациентов.
Настоящей революцией для моздокского здравоохранения стала пресловутая оптимизация. Осенью прошлого года объединились все медучреждения Моздокского района. А это взрослая и детская поликлиника, сельские ФАПы и амбулатории, которые есть практически в каждом населенном пункте района. В поселке Притеречном работает также участковая больница с хосписом для престарелых.
Как и обещало руководство минздрава, сокращений медперсонала практически не произошло, однако высоких должностей лишились главные врачи и их заместители.
Одним из наиболее острых «медицинских» вопросов в районе уже 4 года является завершение строительства поликлиники. Какие только комиссии не приезжали посмотреть проектно-сметную документацию, состояние постройки, расположение помещений внутри долгостроя. А воз и ныне там – нет финансирования. В результате в старом здании поликлиники, построенном в начале ХХ века, располагаются такие важные службы, как женская консультация, физиокабинеты. В обособленном помещении здесь же находится тубдиспансер. Когда были сведены аналитические справки, отчеты, другая важная документация, оказалось, что у поликлинической службы образовались долги в 28 млн рублей.
«Понимаете, медицина сегодня для того, чтобы зарабатывать, должна работать. А здесь приходится делать выводы, что в поликлинической службе отсутствовали объемы, должный контроль в ведении документации. За год работы мы добились, что в месяц поликлиника зарабатывает не менее 10 млн рублей. В выигрыше оказались и сами медики: у докторов появились стимулирующие выплаты», – рассказывает Лекоев.
Несмотря на вал проблем, у нового руководства руки доходят и до решения вопросов в сельских ФАПах и амбулаториях. Все опять же упирается в мизерное финансирование. Но просьбы людей не остаются без внимания, и кое-что уже за год удалось улучшить. Например, практически во всех ФАПах установлены бойлеры для обеспечения горячей водой, кое-где куплены обогреватели и решены вопросы с газоснабжением.
Новый руководитель республиканского минздрава Михаил Ратманов уже побывал в районе. В частности, обратил внимание на плачевное состояние родильного дома, который расположен на территории больницы. В ближайшее время будет принято решение о реконструкции имеющихся помещений или строительстве с нуля нового здания.
В завершение нашей беседы Артур Лекоев высказал недоумение по поводу контрастов в делах республиканских медучреждений различного уровня.
«Мы заканчиваем год без долгов, а другие их имеют. При этом в рамках комплексных мер по улучшению здравоохранения по решению комиссии некоторые медучреждения республики получают транш в виде помощи. А мы остаемся ни с чем, но продолжаем работать», – констатировал главврач.
Евгения 15-Выборная