В то время как церковнослужители отмечают, что вера современных православных все больше заслуживает приставки «лайт», идеология протестантских ответвлений христианства процветает и вовлекает все больше последователей.
Самыми многочисленными из них по-прежнему остаются иеговисты и баптисты. Даже церковь далеко не всех протестантов причисляет к сектантам. «Не все общины стоит называть сектами. Баптисты и евангелисты, например, едва ли к ним можно отнести. Это протестантские общины, – говорит секретарь Владикавказской и Аланской епархии, отец Савва Гаглоев. – А вот деятельность свидетелей Иеговы вызывает много вопросов. Их отрывают из общей социальной среды. Иеговистам настоятельно рекомендуют не читать художественную литературу, ограничивая тем самых их развитие и сужая круг интересов».
В мире насчитывается свыше 8 миллионов иеговистов. В России же их около миллиона, из них около половины открестившихся. За информацией о количестве иеговистов в нашей республики редакция "15-го Региона" обращалась в правоохранительные органы и миннац. Ни в одном ведомстве не назвали даже приблизительных цифр. Соответственно напрашивается вывод, что такого рода статистика вообще не ведется. Путем нехитрых подсчетов удалось выяснить, что только в столице Северной Осетии секта завлекла в свои сети свыше 3 тысяч человек. Во Владикавказе ежедневно проходят собрания в четырех «залах царства». На них собираются более 100 человек крещенных и заинтересованных. Всех их когда-то привлекло предложение незнакомых людей на улице. «Не хотите почитать журнал?», – это традиционное и знакомое, наверное, каждому приветствие иеговистов.
Это сектанстское движение давно успело отметиться своим разрушительным воздействием на психическое здоровье человека. Со вступлением в секту полностью меняется мировосприятие людей. На задний план отодвигаются национальные традиции и семейные ценности.
Секта возникла почти полтора века назад в Америке, и с тех пор в ее учении мало что изменилось. Иеговистский журнал «Сторожевая башня» и поныне пишет о скором возникновении идеального города только для праведных. Сектанты выработали агрессивную позицию по отношению к церкви. Священнослужителей экспрессивно нарекают «обманщиками», «грешниками» и «стяжателями». К тем, кто не состоит в секте, учат относиться с пренебрежительной жалостью.
Все учение иеговистов подкрепляется лишь ложным толкованием выдернутых из контекста цитат из Библии. Характерной особенностью сектантов является неприятие мира и ожидание скорого конца света.
Иеговисты придерживаются многочисленных запретов. Самый скандальный из которых – это переливание крови. Запрет отмечать праздники лишает сектантов обычных радостей жизни. Дети сектантов никогда не получают подарки от Деда Мороза и не задувают свечек на торте. Их учат, что это языческие праздники недостойны верующих. Сектанты не участвуют в выборах и отказываются защищать Родину. Что, к слову сказать, весьма выгодные для американских «учителей» запреты. Они отвергают ношение траура, что является знаком неуважения в глазах окружающих по отношению к усопшим.
Цель для «свидетелей» только одна – привлечь как можно больше новых сыновей и дочерей и спасти заблудших.
Баптисты же относятся к старым протестантским общинам. Они не пристают к людям на улицах и не проявляют агрессии к церкви, хотя тоже не признают и не посещают ее. Всего во Владикавказе два «Дома молитвы». В один из них ходят так называемые зарегистрированные баптисты, а в другой те, кто всегда подвергался гонениям, особенно в послевоенные годы. Зарегистрированные члены общины не могут водить на свои религиозные собрания детей. Это и стало камнем преткновения и разделило баптистов на два лагеря. Всего во Владикавказе около тысячи баптистов. Большие «Дома молитвы» есть и в каждом районе республики.
Баптизм зародился в Англии почти 5 веков назад. Поводом послужил спор о форме совершения таинства Крещения. До сих пор это является яблоком раздора между официальным православием и баптизмом. Баптисты крестятся только в сознательном возрасте. Они не заучивают молитв, а обращаются к Богу через собственные мысли. Они, как и иеговисты, не приемлют поклонение иконам и считают это своего рода языческой традицией. Баптисты не признают святых и отшельнический образ жизни. Аскетов они считают своего рода грешниками, так как те истязают собственное тело, а Всевышний запрещает это делать. Молятся они только Господу. Незарегистрированные члены общины ограждают себя от просмотра телевизора и ведут более уединенный и скромный образ жизни.
Сектантам внушают, что освобождение от материальных благ в пользу секты – это наивысшая помощь братьям. Добровольно-принудительные пожертвования носят систематический характер. Кто-то жертвует 100 рублей, а кто-то и 10 тыс. Баптисты живут по Новому завету, потому вопрос о четко установленной «десятине» там не стоит.
«Пожертвования хороши только на добровольной основе. Действительно, к Богу надо приходить не с пустыми руками. Приношением может служить свеча. Горение – символ веры к Богу»,- рассказывает отец Савва.
При этом многие современные православные имеют, меньшее стремления к религии, чем протестанты. Православие «лайт» стало всемирной проблемой. Большинство верующих ограничивается посещением церкви в праздники. Облегченное восприятие доказывает то, что значительная часть паствы не знает молитв и не читает Библию. Тех, кто поверхностно относится к вопросам религии, но называет себя верующим, в церкви нарекли «захожанами».
«То, что православные редко ходят в церковь, – особенность нашего времени. Достаточно широкий круг людей душой тянется к Богу, но редко бывает в храме. Мы всегда рады всем. Сегодня они захожане, а завтра могут стать прихожанами. А в том, что православные не знают молитв, нет ничего страшного. Кто-то не может подобрать нужные слова, а молитва помогает ему в этом. Но все православные знают хотя бы 1-2 молитвы. Чаще всего это «Отче наш» и «Царю Небесному»», – отмечает отец Савва.
Отдельно стоит сказать о том, что у многих современных православных присутствует отношение к посту как к своеобразной диете. Одни постятся, чтобы похудеть, другие – чтобы поправить здоровье. Отец Савва отмечает, что, безусловно, отдельный аспект поста – это телесное воздержание, но главное – это духовная практика. Тем не менее священник терпимо относится к такому веянию и считает, что даже через телесное воздержание можно прийти к духовной составляющей.
Алина 15-Алиханова