Весной текущего года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала пандемию – вспышку болезни, вызванную коронавирусом. Вирус нового типа существенно повлиял на жизнь и планы граждан во всех странах мира: были закрыты школы, детские сады, различные учреждения культуры, спорта, кто-то перешел на удаленный режим работы, а кто-то и вовсе потерял ее. Также пандемия, в результате которой были прекращены авиасообщения, существенно повлияла на отпускные планы россиян. Одни вовсе отказались от выезда за границу, другие – ждали улучшения эпидемиологической ситуации.
Так, с 1 августа Россия возобновила рейсы в Турцию, а именно в Анкару и Стамбул, а также в Великобританию и Танзанию. Еще через десять дней у россиян появилась возможность полететь в турецкие Анталью, Бодрум и Даламан, а с 15 августа — в Швейцарию. Открытие границ позволило гражданам провести свой отпуск на турецком побережье, наслаждаясь звуками морского прибоя.
С какими сложностями пришлось столкнуться при выезде за пределы России во время пандемии и какие меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции принимаются властями Турции, расскажет корреспондент «15-го Региона», основываясь на личном опыте.
Заполнение анкет
По новым правилам, действующим во время пандемии, всем туристам, которые отправляются на отдых в Турцию, необходимо заполнить три анкеты: одну во время перелета в Турцию, вторую во время возврата в Россию и третью – на сайте «Госуслуги».
Первая анкета, которую предоставляют бортпроводники, заполняется на английском языке. В ней указываются паспортные данные гражданина, номер телефона, номер рейса, место в самолете, дата, название отеля, как указано в ваучере, и курорт. Далее в анкете следуют вопросы, касающиеся новой коронавирусной инфекции: был ли контакт с больным Covid-19, есть ли симптомы в виде кашля, боли в горле и т. д.
По прибытии в аэропорт Турции заполненные анкеты забрасываются в специальный ящик, который стоит перед паспортным контролем, затем они передаются в Управление здравоохранения Турции.
Вторая анкета, которая заполняется во время перелета в Россию, составлена на русском языке: ее содержание идентично первой анкете. В Москве перед паспортным контролем сотрудники Роспотребнадзора, собирая заполненные анкеты, измеряют температуру, после чего граждане могут пройти паспортный контроль.
Пожалуй, самое главное – после возвращения в Россию не забыть в течение трех дней сдать ПЦР-тест на COVID-19 и результат теста загрузить в онлайн-форму на «Госуслугах». Тест можно сдать в аэропорту, где его стоимость составляет 2750 рублей, в частной клинике в городе проживания или бесплатно в поликлинике по месту регистрации.
Здесь важно отметить, что по новым правилам онлайн-форму на сайте «Госуслуги» необходимо заполнить еще до регистрации на рейс в Россию. В ней указываются: страна, из которой прибывает человек, дата прибытия, номер рейса, данные о прибывающих вместе с туристом несовершеннолетних детях. Заполненная форма сохранится как «черновик». После получения результатов теста нужно заполнить форму до конца и отправить анкету.
Зачастую сайт может быть перегружен, поэтому заполнять онлайн-форму рекомендуется заранее.
Покупка тура и перелет
В Турцию можно улететь самостоятельно или приобрести тур из шести городов России: Москвы, Санкт Петербурга, Ростова на Дону, Казани, Калининграда и Новосибирска. Когда мы приобретали туристическую путевку во Владикавказе, нам было предложено вылететь из Ростова-на-Дону или Москвы. Недолго думая, в целях экономии времени и сил, была выбрана Москва.
Система оформления документов при покупке тура осталась прежней: никаких тестов для въезда в Турцию и заселения в отель не требовалось. Что касается страховки: большинство страховых компаний включают Covid-19 в стандартный страховой полис для поездки – точно так же, как грипп, ОРВИ и другие вирусные заболевания. В любом случае все подробности лучше уточнять у туристического агента.
В аэропортах России продолжает действовать масочный режим: установлены автоматические бесконтактные санитайзеры и тепловизоры. Однако сказать, что все граждане осознанно подходят к индивидуальной защите, нельзя. Сотрудники аэропортов регулярно напоминают о необходимости носить маску.
В процессе перелета в Турцию изменилось следующее: на входе в салон бортпроводники выдают пассажирам дезинфицирующую салфетку, маску и одноразовые полиэтиленовые перчатки, но никакой рассадки с соблюдением социальной дистанции нет. Что касается гастрономической составляющей полета, то приходится довольствоваться чаем, кофе или водой – на чартерах в Турцию не кормят.
На борту в течение всего полета весь экипаж носит маски, а по громкой связи напоминают: «Не снимайте маску в течение всего полета». При этом граждане следуют данным рекомендациям на свое усмотрение.
Прибытие в аэропорт и заселение в отель
Из всех доступных для посещения курортов Турции нами был выбран Бодрум, расположенный на берегу прохладного Эгейского моря. После приземления в аэропорту Миляс-Бодрум с помощью тепловизоров всем туристам вновь измеряют температуру.
После таможенного контроля граждане как обычно проходят к выдаче багажа, где установлена специальная разметка о социальной дистанции, но несмотря на пандемию коронавируса, желание людей вести бой за первые места у ленты с чемоданами осталось прежним.
На выходе из аэропорта нас встретил представитель туристической компании, который предупредил об обязательном ношении маски в автобусе, следующем до отеля. Специальной рассадки, как и в самолете, не было.
Говоря об отеле, хотелось бы отметить, что выбор изначально был невелик. Дело в том, что не все отели Турции начали работать. Они не закрылись навсегда, а просто решили не принимать гостей в этот «пандемийный» период. Те гостиницы, которые продолжили работу, получили так называемые «сертификаты здоровья», которые подтверждают, что у персонала имеются маски, перчатки, а номера дезинфицируются.
По приезде в один из пятизвездочных отелей Бодрума нам в очередной раз измерили температуру. На ресепшене менеджеры в масках попросили заполнить еще одну анкету: о том, где мы находились последние 14 дней и болели ли новой коронавирусной инфекцией.
В самой гостинице везде были установлены средства для дезинфекции рук. Разочаровали лишь номера, которые не соответствовали своим звездам. В турагентстве на жалобу ответили так: «В связи с тем, что туристов много, а отели работают не все, многие пользуются данной ситуацией, завышая цены и не предпринимая никаких мер для улучшения состояния номеров».
Шведский стол остался в прошлом?
На фоне пандемии коронавируса питание в турецких отелях, где традиционно царил принцип шведского стола, было переведено в более гигиеничный формат — теперь еду в тарелки накладывает персонал. В нашем отеле все работали достаточно оперативно, поэтому никаких очередей не было. Сказать, что выбор блюд был большим, нельзя, а от лебедей из арбузов и замков из дынь отелям пришлось отказаться.
Все столовые приборы раскладывались в бумажных упаковках, также помимо обычных салфеток на столах присутствовали и антибактериальные. Часто можно было увидеть, как постояльцы отеля преклонного возраста пользуются собственными столовыми приборами.
Досуг вне отеля
Жизнь вне отеля в Турции достаточно разнообразна. Все кафе по побережью Бодрума работают в штатном режиме, людей заманивают настырные официанты, предлагая свежую рыбу и люля-кебаб.
На улице люди на свое усмотрение надевают маску: в +40 достаточно сложно дышать через нее, поэтому никто не принуждал носить их, когда люди прогуливаются по набережной или проводят время на пляже.
Останавливаясь более подробно на пляжах, хотелось бы отметить, что у нашего отеля был собственный пляж. За девять дней мы ни разу не видели, чтобы лежаки как-то обрабатывались. Из-за большого количества туристов они были расставлены, как и в «допандемийные» времена. Данная тенденция отмечалась и на других пляжах.
Намного жестче правила в торговых центрах, куда не пускают без масок и также измеряют температуру.
Все музеи Бодрума работают в штатном режиме. При соблюдении мер профилактики коронавируса каждый турист может посетить в самом центре Бодрума великолепный замок, построенный госпитальерами в начале XV столетия и посвященный святому Петру. Здесь же расположен Музей подводной археологии.
В целом Бодрум, несмотря на пандемию коронавируса, предлагает всестороннее туристическое погружение, умело сочетая коммерческие, культурные и местные уникальные особенности.
А туристам, вне зависимости от того, какое направление из всех доступных они выбирают, необходимо побеспокоиться о своем здоровье и взять с собой на отдых средства индивидуальной защиты, ставшие уже привычными в современном мире.