Художник Виталий Цахилов рассказал «15-му Региону» о своем творчестве, планах на будущее и взглядах на искусство.
Художественная резьба по дереву – это не только призвание Виталия Цахилова, но и смысл всей жизни. Его творческий путь стал ясен для родителей уже в три года, когда, как и все дети, он начал пробовать рисовать. В 5 лет черной шариковой ручкой он изобразил темнокожего человека и удивил точностью своего рисунка всех домочадцев. Родители, не раздумывая, отдали мальчика в художественную школу, где он стал тяготеть к скульптуре. Она давалась лучше и увлекала в работу с головой. Логическим продолжением его обучения стало художественное училище. В те годы туда был достаточно большой набор. Наступило время лихих 90-х и водочные короли заказывали у талантливого парня портреты маслом во весь рост. Это был его основной заработок. Тогда же, живя в Москве, он в первый раз попробовал работать с деревом. По счастливому стечению обстоятельств один из федеральных депутатов попросил вырезать стол для его казино. Виталий вспомнил, с каким удовольствием в детстве вырезал мечи из дерева. Работа удалась и заложила основы его дальнейшей деятельности. С тех пор деревянные стволы из липы стали его полотном.
Цахилов всерьез увлекся заказами на религиозную тему. Им сделаны иконы Николая Чудотвореца, Божьей Матери, Святого Феофана, изображение Уастырджи. Одну из икон создавал специально для Путина, но в итоге заказчик не смог расстаться с ней и оставил себе. Она стала одной из любимых работ и для самого художника. Природная мягкость линий и пластика суставов дались ему не легко. В этой же работе помогавший ему подмастерье по неопытности вырезал кусок дерева под рукой ангела, который был предназначен для фрагмента креста. Виталию пришлось ухитриться, чтобы без тени следа исправить эту оплошность юного резчика.
«Наверное у меня неправильный подход к написанию икон. Я не получаю на эту работу благословения церкви, курю, не держу пост. Монахи могут этого придерживаться, у них другой мир. Я считаю, что пока вырезаю, икона – просто художественное произведение, и только тогда, когда ее освятят, у нее можно молиться», – рассказывает Цахилов.
Сейчас Виталий Цахилов работает в Сибири, где оформляет офис крупной компании. Рабочее помещение в умелых руках мастера по прихоти заказчика станет похожим на дворец в версальском стиле. Хозяин офиса, наш земляк Владимир Гуриев, около года назад приезжал и уговаривал его переехать в Сибирь и работать на него там. В итоге мастер «сдался». Теперь он временно на полном обеспечении живет в центре Красноярска, где созданы все условия для
работы мастера: просторный дом, деревянные срубы, огород.
В Сибири Цахилов также работает над третьей вариацией «Пира нартов». Эта работа некогда произвела большое впечатление на критиков и ценителей искусства и прославила его. Мастер признается, что нынешняя интерпретация – последняя на эту тему. Работа уже не несет в себе уникальности, но при этом отнимает слишком много времен и сил.
Для создания эффекта трехмерного изображения приходится выкладывать рисунок пластами. Последний «Пир нартов» будет самым композиционно сложным. И формат превысит предыдущие: 1,6 м в ширину и 80 см в высоту.
«Я больше ни за какие деньги не соглашусь повторяться. Хоть каждый «Пир нартов» уникален, но я хочу импровизировать, создавать что-то новое. Первый «Пир нартов» в 2003 году купил у меня Тотоонов (член Совета Федерации – прим. авт.) на день рождения Мамсурову. Это была моя первая работа, с тех пор я далеко ушел», – говорит мастер.
Второй «Пир нартов» заказал вице-премьер Валентин Базров. Прежде, чем приступать к этим работам, мастер снова и снова детально и скрупулезно изучал Нартский эпос, чтобы прочувствовать каждого персонажа. Он старался оживить свои творения.
Несмотря на то, что основное его занятие – это резьба по дереву, Цахилов не оставляет живопись. Карандашные рисунки он делает не на продажу, а в качестве презента свои друзьям и близким.
«Я рисую, чтобы рука не забыла карандаш, так как дерево более жесткий материал. Карандаш – это стихи, а масло – это проза», – говорит он.
Из местных художников Виталий Цахилов тяготеет к творчеству Шалвы Бедоева. По его словам, такой теплоты в картинах и красках он сам никогда не достигнет в живописи. Его любимое произведение – «Натюрморт».
«У него на картинах даже снег дышит. Голубой цвет мягкий, как пух, в который хочется запустить руку», – говорит Виталий.
Из современных скульпторов Цахилов затруднился назвать лучшего. К некоторым современным памятником он относится скептически. Например, к памятнику Коста Хетагурову на проспекте Мира. Великого поэта, по его мнению, изобразили чересчур маленьким, высохшим, «как будто пигмея переодели в Коста».
Вдохновение господин Цахилов находит в женщинах-музах и природе. Он не мечтает о заоблачных богатствах и постоянно находится в своем мире, в котором «бродит один». Жена и двое взрослых детей с пониманием относятся к его творческому образу жизни. Для Цахилова деньги никогда не были единственным стимулом к работе. Им движет желание оставить свое имя в истории и достигнуть мастерства великого Микеланджело. Его не раздражает мнение критиков, он старается к нему прислушиваться, но самый строгий суд – это он сам. Мастер постоянно работает над собой и стремится к новым вершинам. В ближайшее время он планирует начать
работу над столом, на котором вырежет двух сплетающихся кобр. Его желание – сделать их настолько визуально настоящими, чтобы их боялись даже трогать.
Алина 15-Алиханова