Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота» – старейшее учреждение социального обслуживания Северной Осетии. Созданное более 70-ти лет назад, в 1946 году, оно является социально-медицинским учреждением стационарного типа, предназначенным для постоянного или временного проживания пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных мероприятиях и социально-трудовой адаптации.
Евгений Александров более четверти века проработал грузчиком на Владикавказском хлебокомбинате. Обстоятельства сложились так, что вместе с выходом на пенсию, Евгений Ильич потерял и некогда полученную от государства квартиру. Жить ему стало негде.
«В 2005 году мне исполнилось 60 лет. Положение мое было такое, что мне пришлось задуматься, где дальше жить? Я сюда пришел, и вот уже 12 лет я живу здесь и не жалею. Я раньше с бомжами общался, на квартирах мыкался, а здесь – рай», – рассказал Евгений Александров.
Валерий Лежайко родился в Минске, в семье военных. По долгу службы родители колесили по всему Союзу. В 1958 году попали в город Грозный. Там семья и решила остаться. Свои коррективы внесла война. Дом разбомбили: под руинами у Валерия Лежайко остались родители и сын. Похоронив их, мужчина остался совсем один, без семьи и без дома. Подорванное здоровье все чаще давало о себе знать, дальше последовала гангрена и ампутация ноги. Позже, в восстанавливаемом Грозном для Валерия Геннадьевича места не нашлось.
«А где я буду оставаться? Родных нет, дома нет… Я как бомж! Мне ребята помогли в эту сторону приехать. Я когда на автовокзал приехал, у меня вообще нога отказала. На машине подъехали ребята-осетины, помогли скорую вызвать, в больницу отвезли», – вспоминает Валерий Лежайко.
По прошествии времени у Валерия Лежайко появилась новая проблема. Так как документов у него не было, он не мог получать пенсию. За помощью обратился к Вячеславу Битарову.
«Если бы не он, я бы до сих пор пенсию не получал бы. Все документы были сделаны, однако 7 месяцев непонятно было, куда мне отправлять деньги. После обращения к Вячеславу Зелимхановичу, прошло два дня – пенсию принесли и извинились», – сказал Лежайко.
Вот уже несколько месяцев в одном из корпусов «Заботы» шумно и многолюдно, здесь ведется капитальный ремонт.
«Мы находимся на втором этаже в отделении «Активного долголетия». Здесь у нас будет располагаться библиотека, ведь наши старики очень любят читать – это их хобби. Там же предполагается расположить комнату психологической разгрузки с мягкими диванами, огромным круглым столом. У нас будет функционировать кабинет социальной работы. Так же здесь будет расположен актовый зал со сценой, оборудованной пандусом и большими гримёрками. После ремонта мы планируем открыть театр-студию», – сказала руководитель учреждения Фатима Качмазова.
Часть средств на реконструкцию спального корпуса дома-интерната «Забота» выделена Пенсионным фондом страны, другая часть – республиканской властью.
«Наша стройка находится под пристальным вниманием главы республики. Он неоднократно приезжал, проверял ход работ. Каждые две недели нас посещает комиссия во главе с предателем правительства Таймуразом Тускаевым. Проверяют все: каждую комнату, каждый уголок», – подчеркнула Качмазова.
Уже через несколько месяцев «Заботу» будет не узнать: сейчас здесь активно работают строители, моляры и штукатурщики. А за «погодой в доме» – тем, чтобы старость была в радость, следят многочисленные сотрудники социального учреждения. Они стараются создать в интернате атмосферу, схожую с домашней.
На сегодняшний день учреждение рассчитано на 136 мест, 76 из которых временно выведены из эксплуатации на период капитального ремонта спального корпуса. Получатели социальных услуг размещены в одноместных и двухместных комнатах. В учреждении организовано пятиразовое рациональное, в том числе, диетическое питание проживающих с учетом их возраста и состояния здоровья.
В доме-интернате забота на сегодняшний день живут несколько десятков человек. Хотя многие из них бодры и в особом уходе не нуждаются, в своих собственных семьях они ощущали себя ненужными. Избавиться от этого чувства им помогли именно здесь, где они могут общаться со своими сверстниками, и согревать себе душу мыслями о том, что больше не создают родным лишних проблем.