Глава Северной Осетии в интервью «15-му Региону» назвал причины отставки кабинета министров во главе с Александром Меркуловым и объяснил, почему сделал свой выбор в пользу Николая Хлынцова.
— Каковы причины отставки правительства республики?
— В какой-то степени любое правительство — временное. Но прежде чем говорить о причинах отставки, я хотел бы поблагодарить каждого министра, председателя правительства за ту работу, которую они проделали. Ее результаты могли бы быть более серьезными и впечатляющими, если бы правительству удалось стать по-настоящему коллегиальным органом, выражающим единую волю, вырабатывающим единые цели, определяющим персональную ответственность за результат. Это главное, чего, к сожалению, не удалось добиться Александру Меркулову. И это главное, чего должен добиться руководитель правительства. Я считаю, что Александр Викторович объективно сделал все, что мог сделать для республики в этой должности. Однако сложность ситуации, в которой мы находимся и задач, которые перед нами стоят, требует большего организаторского опыта, большей решительности и наступательности в действиях, большего спроса с подчиненных. Надеюсь, что новый председатель правительства с этой задачей справится.
— Каковы составляющие вашей негативной оценки работы правительства?
— Правительство должно знать, что оно делает и с какой целью, понимать степень своей ответственности перед людьми, их настоящим и будущим. Исполнительная власть обязана мыслить перспективно. Но за прошедший год правительство республики так и не сумело четко определить основные направления социально-экономического развития. Это большая, аналитическая работа, к которой могли бы быть привлечены лучшие умы и научные силы республики. К сожалению, намерения так и не стали делом. Ни в одной отрасли экономики сегодня у нас нет внятных планов развития, нет собственных приоритетов. Так быть не должно и не будет. Работа правительства должна носить системный характер, в том числе в части реализации национальных проектов и положений послания Президента РФ.
Правительство республики ни разу не обсуждало проблемы, имеющие большую общественную значимость, в частности, по демографической ситуации, которая сложилась в республике. Мы так и не узнали позицию кабинета министров по проблемам, связанным с деятельностью игорных заведений на территории Северной Осетии.
Отдельный вопрос — законотворческая деятельность кабинета министров. Я уверен, что инициатором большинства законодательных актов, принятых в итоге Парламентом республики, должно быть именно правительство. Как видите, никаких повышенных требований к работе исполнительной власти у меня нет.
— 7 июня, спустя год после вашего назначения Главой республики, вы обозначили основные требования к работникам органов исполнительной власти, от рядового служащего до министра. Вы говорили о принципах работы и критериях, по которым будете ее оценивать. Можно ли считать сегодняшнюю отставку правительства выражением этой оценки?
— Совещание 7 июня было проведено с одной целью — определить публично правила работы системы исполнительной власти. Еще Бисмарк говорил: с плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут самые лучшие законы. Наша система работы исполнительной власти продолжает оставаться излишне забюрократизированной. Мы по-прежнему не видим за бумажкой человека. Так быть не должно, потому что каждый из нас нанят государством на службу своему народу. И вести себя должны соответственно. Исполнительная власть должна быть хорошо организованной, с четкой вертикалью. Работу, которая по силам одному человеку, не должно выполнять десятеро. Компетенция и профессиональная пригодность чиновников к исполнению возложенных на них обязанностей должны иметь четкую оценку.
Любая работа в органах исполнительной власти, если ею заниматься с полной отдачей сил — дело нелегкое и зачастую неблагодарное. Работникам исполнительной власти важно осознавать значимость принципа коллективистских начал, ответственности друг перед другом, а главное — перед обществом. Я требовал и требую, чтобы показатели результативности работы органов государственных власти были персонифицированы, то есть имели фамилии и должности конкретных исполнителей.
— Какие кадровые изменения ожидаются в новом составе правительства?
— В составе нового Правительства появятся несколько руководителей, обладающих богатым жизненным и профессиональным опытом. Год назад при формировании правительства была сделана ставка на молодые управленческие кадры. И сегодня я считаю это решение правильным. Но сочетание молодости и недостатка организаторского опыта в отсутствии организующего, объединяющего начала, оказалось неэффективным. Надеюсь, что присутствие опытных руководителей восполнит этот пробел.
Результат работы правительства нельзя сводить к простому сложению показателей работы каждого министерства. Командные усилия должны быть умножены на силу и энергию руководителя, его личные организаторские качества и авторитет.
— Для утверждения Парламентом на должность Председателя Правительства вы представили кандидатуру Николая Хлынцова? Чем обоснован ваш выбор?
— Хлынцов как раз обладает и немалым управленческим опытом, и необходимой энергией для того, чтобы возглавить правительство. В прошлом он руководил большими строительными предприятиями, Алагирским районом, Промышленным районом, работал в Верховном Совете республики, в федеральных органах власти. Я знаю, что он сторонник рыночной экономики. Надеюсь, что с назначением Николая Александровича в Правительстве будет создана атмосфера открытого общения, сотрудничества, плодотворной работы на общие цели. 15-Й РЕГИОН