15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
15°
(Облачно)
67 %
3 м/с
$ — 93.2918 руб.
€ — 99.5609 руб.
Трамвай жил, жив, но будет ли жить?
12.12.2006
23:43
Трамвай жил, жив, но будет ли жить?

Во многих городах, где все еще «бегает» по маршруту трамвай, этот вид транспорта уже чаще воспринимают почти как декоративный элемент городского пейзажа — туристов удивлять, сохранять эдакий колорит в стиле «ретро»… Во Владикавказе, где первый электротранспорт появился более 100 лет назад, трамвай, как, впрочем, и троллейбус, и сегодня выполняет важную функцию перевозки пассажиров.

Причем, имея при этом в основном социальную нагрузку: во-первых, это самый дешевый вид транспорта, тариф на данный момент составляет 3 рубля за поездку и в трамвае, и в троллейбусе, в то время как себестоимость достаточно высока: 9 рублей — трамвай, 12 — троллейбус; во-вторых, Владикавказское трамвайно-троллейбусное управление одно из немногих в стране, которое до сих пор бесплатно перевозит пенсионеров по возрасту. Это при том, что этот «пробел» в финансировании управлению не возмещается. Популярность электротранспорта, учитывая и упомянутые факторы, и многие другие, сохраняется по сей день. И в последнее время стала даже выше. Дело в том что над крайне устаревшим подвижным составом постоянно «колдуют» мастера, благодаря чему и количество ЧП на трамвайных и троллейбусных линиях снизилось, и периоды ожидания транспорта подходящего маршрута сокращаются. Результат к концу года — сбор доходов вырос по сравнению с аналогичным периодом 2005-го на 30% и составил 24 млн рублей.

— И все же необходимость обновить парк не только не отпала, но стала еще более очевидной, — констатирует начальник ВТТУ Михаил Кантин. — Сегодня мы располагаем 40 единицами трамваев и 8 троллейбусов. Нехватка последних особенно остра. Троллейбусы курсируют, увы, только по одному — второму — маршруту. И сейчас принимаются все возможные меры, чтобы возобновить работу маршрута, который охватил бы 34-й и 35-й микрорайоны Владикавказа. В скором времени планируется приобретение 8–10 троллейбусов, которые и будут поставлены на упомянутый маршрут.

Впрочем, обновление подвижного состава — не единственная проблема, которая волнует трамвайно-троллейбусное управление. Необходимы изменения в структуре ВТТУ. Так, «головной офис», вернее, депо, расположенное на ул. Пашковского, уже практически непригодно для качественной и оперативной работы. Еще бы: эти здания были построены в 1904 году и конструировались под нужды того времени. Теперь многое изменилось. Городские улицы перегружены транспортом. Выполнять необходимые маневры на Пашковского весьма проблематично, ремонтные цехи не отвечают современным требованиям. Получается, что преодоление полосы препятствий, которую вынуждены проходить вагоны, отнимает слишком много времени и сил. А отсюда сбои в работе трамвая…

И это при том что на ул.

П. Морозова имеется пункт технического осмотра, при котором созданы куда более удобные условия для ведения «трамвайного хозяйства». Проблема лишь в том, чтобы организовать переезд со старого места на ул. Пашковского на новое. И она, конечно, не может быть решена без финансирования.

— Чтобы создать единый, технически оснащенный парк, нужны инвесторы, — отмечает Михаил Кантин. — А инвесторам нужны гарантии получения доходов от своих вложений. Сейчас мы над этим вопросом работаем, рассчитываем, что мы можем предложить и сколько получить. Одно ясно: этот шаг — я имею в виду создание практически нового трамвайного управления — предоставит немало перспектив для дальнейшего развития любимого многими владикавказцами вида транспорта. А то, что возможности электротранспорта еще далеко не исчерпаны, — несомненно. Нужен толчок, который даст импульс к реализации потенциала.

Словом, трамвайно-троллейбусное управление, вставшее на путь преобразований, взялось основательно за наведение порядка во всем. Начали с регулярной, без задержек, выплаты заработной платы работникам ВТТУ. Тоже, согласитесь, немаловажный показатель: предприятие, где люди за свой труд вовремя получают деньги, уже вызывает доверие. Также планируют расставить все точки над «i» в отношении льготников. Пенсионерам по возрасту, о которых уже говорилось в начале материала, видимо, все же придется оплачивать проезд. Не потому, что руководство ВТТУ вдруг решило… Просто необходимо работать в соответствии с законом, а пресловутый ФЗ «О монетизации льгот» предписывает именно такой вариант: выпадающие доходы управлению никто возмещать не будет, а перевозить пенсионеров — уточняем: пенсионеров, а не льготников — за собственный счет — возможности нет. Потому и приходится менять правила… Впрочем, тот факт, что и после повышения стоимости проезда до 4 рублей, которое произойдет не далее как 1 января 2007 года, электротранспорт все равно останется самым доступным средством передвижения, непременно сыграет свою роль. Все же 4 рубля в трамвае и троллейбусе — это не 5 и не 7, которые нужно платить в автобусе и «маршрутке» соответственно.

Время диктует свои правила, и сегодня даже Владикавказскому трамвайно-троллейбусному управлению — одному из самых консервативных предприятий в республике — предстоит становиться на новые рельсы, рыночные. Правило «хочешь жить — умей вертеться», которое сегодня суть едино для подобных организаций, ставит перед фактом: действуй или пропади. ВТТУ выбирает первый вариант, рассчитывая на поддержку городской администрации и понимание горожан. «Северная Осетия»