Керамика, живопись, арт-объекты, постоянные эксперименты с материалом — многогранный талант Карины Бацоевой дал ей возможность реализоваться в разных творческих направлениях. Десять лет назад она открыла студию «Picasso». Сегодня это точка притяжения для всех, кто хочет научиться азам и тонкостям гончарного дела и живописи.
«Я с детства этим интересовалась, но, когда пришло время выбирать профессию, выбрала абсолютно другое направление — юридический вуз. Я училась в университете МВД и делала это с удовольствием. Даже мысли не было, что не ту сферу выбрала. Но когда стала устраиваться на работу, поняла, что просто не могу в этой сфере гармонично существовать. Много рамок и ограничений. И начала понемногу менять направление», — вспоминает Карина.
Картины девушка всегда писала — для себя и друзей, но художником себя не видела. Когда училась в Петербурге, по соседству жил художник. Он комментировал работы Карины по композиции, теории цвета. Тогда она и поняла — сюда можно углубиться и изучить теоретическую часть. С этого все и началось. Какой-то период Карина поработала в юридической фирме, чтобы собрать необходимую сумму и начать что-то новое. А вернувшись в Осетию, сняла помещение под мастерскую и поступила в педагогический институт на художественный факультет.
«Мастерскую я открыла для себя и даже не думала этим как-то зарабатывать. Просто думала, что там у меня будет возможность заниматься, работать над собой, но так получилось, что соседи начали приводить своих детей на обучение. А я сама только начала изучать основу… Но им и в мастерской понравилось, и мои работы пришлись по душе. Так и набралась группа. Это было через месяц после того, как я сняла помещение. На тот момент я даже не поступила еще. И вообще, все происходило как будто независимо от меня. Я просто говорила «да». Жизнь тебе дает какую-то возможность — и ты говоришь ок, мне это подходит», — рассказывает мастерица о том, как все начиналось.
Спустя время Карина попробовала себя художником по костюмам в кино. Мурат Джусоев снимал фильм и, побывав в ее мастерской, предложил ей новый вид творчества. Сегодня в копилке Карины уже четыре фильма. Девушка говорит, что разностороннее творчество очень заряжает и мотивирует.
Отношения с живописью на какой-то период у Карины разладились. Не могла писать. А для нее это непривычно. Как правило, она не ждет вдохновения, а работает каждый день. Спустя полгода такого режима Карина поняла, что уже не получает чего-то важного. Тогда она начала экспериментировать с другими материалами: гипсом, холстом, тканью.
«Появилась серия масок, созданных нитью. Это графические работы, линейный рисунок. Гипс меня немного ограничивал, непластичный материал. Поэтому я перешла к глине, и это стало абсолютно новым этапом. Он длится и по сей день. Пока изучаю материал, делаю посуду. Как раз посуда мне дает возможность для коротких экспериментов: хочется поработать то с глазурью, то с формой, изучить подробнее сам материал. Прощупать, насколько сложную работу ты можешь сделать. Моя цель — создать какую-нибудь сложную маску», — делится Карина.
Не так давно она вернулась с симпозиума в Турции, куда ее пригласили как живописца. За десять дней надо было написать две работы. Занимаясь этим, Карина и осознала, что соскучилась по живописи.
«Тоска по живописи все равно гложет. Бывает, что наметишь за месяц закончить работу, но не получается. Вот приходишь ты в студию с мыслью: сейчас расставлю материалы, инструменты, начну писать… А не делаешь этого. А потом вдруг осознаешь, что успела поработать только с глиной. С глиной я всегда знаю, что хочу получить, сразу ставлю цель. Если в процессе идет отклонение от формы — я это допускаю. Не потому, что не могу управлять моментом, просто даю свободу материалу», — признается художница.
Сегодня в мастерской Карины Бацоевой неизменно много учеников и тех, кому импонирует ее творчество. Педагогом при этом девушка себя не считает. Говорит, что не обучает, а создает условия для творчества. Ей хочется, чтобы дети, подростки, взрослые приходили и чувствовали себя как дома — расслабленно, позволяли себе свободный штрих и ошибку.
«У меня нет четкой оценки их работ. Хотелось бы, чтобы они сами пришли к тому, что хорошо, что плохо. Поэтому моя студия не всем подходит. Если детей приводят, чтобы они научились четкому академическому рисунку, я рекомендую другие учебные заведения — художественную школу, колледж. Моя студия — это чуть-чуть про другое. Это про «я», которое проявляется в картине, глине и так далее. Я, наверное, в этом просто помогаю. Поэтому сказать, что я хороший педагог, не могу. А создать условия — да».
Студии Карины в этом году исполнилось 10 лет. И это подвиг, считает она. Не будучи предпринимателем и не ставя перед собой серьезных задач, ей удалось добиться такого результата. Студия дает возможность заниматься творческой деятельностью, не задумываясь о том, как оплатить аренду.
В планах у Карины — вернуться к живописи. Показать через женский образ процесс переселения: что значит для женщины оторвать корни от родной земли, культуры и обустраивать быт в новом месте. На эту тему она хочет создать серию работ, которая, возможно, потом выльется в персональную выставку.