Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова имеет славную вековую историю. Когда-то в его цехах кипела работа: специалисты восстанавливали железнодорожный подвижной состав. Однако последние несколько лет «ВВРЗ» испытывает сложности, впрочем, как и все подобные предприятия в России. Заказов все меньше с каждым годом, цеха работают не на полную мощность, а ведь здесь трудятся около 500 работников. Генеральный директор вагоноремонтного завода – Виталий Бекузаров, рассказал корреспонденту «15-го Региона» о трудностях, с которыми сталкивается предприятие, о предпринимаемых мерах по их решению и о планах на будущее.
Истоки проблем
В 2001 году Министерством путей сообщения было принято решение о реконструкции «ВВРЗ» со строительством нового корпуса. В это же время в Правительстве РФ утвердили программу структурной реформы на железнодорожном транспорте. Постепенно стали обновлять состав вагонов: строили новые грузовые поезда, затем «Сапсаны», «Ласточки», «Стрижи», а старые вагоны списывали.
«Естественно, созданные на «ВВРЗ» мощности потихоньку сокращались. Обновление «сдавило» ремонт – он стал не нужен в таких объемах», – рассказывает Виталий Бекузаров.
Потребность в ремонте вагонов начала сокращаться около шести лет тому назад. Так, 2013 год завершился для завода убытками в 23,8 млн. рублей. В 2014 «ВВРЗ» выиграл конкурс на право капитального ремонта 230 единиц. Казалось бы, забрезжил луч надежды, но в это же время, чтобы оживить рынок, Правительство РФ приняло законопроект о запрете продления срока службы грузовых вагонов на пять лет. Это решение свыше привело к тому, что не просто отпала необходимость выполнять условия конкурса, но и за неимением достаточных объемов заказов, пришлось перевести работников «ВВРЗ» на четырехдневную рабочую неделю.
«Принятый закон не позволил нам осуществить многие планы. Я понимаю, что не все зависит от начальника РЖД и прочих структур. Ведь речь идет только о тех вагонах, которые требуют ремонта, а если их мало, то откуда взяться заказам!» – объясняет генеральный директор.
Новый 2018 год для завода выдался особенно сложным: в начале года работники, понимая ситуацию, взяли отпуск без содержания. В феврале Федеральной пассажирской компанией (ФПК) было выделено 63 вагона, работа над которыми продлится до 1 июля. Руководству завода на данный момент необходимо срочно искать новые заказы на третий квартал.
Главным конкурентом «ВВРЗ» является ОАО «Вагонреммаш», в который входят Тамбовский, Воронежский и Новороссийский заводы, к слову, деятельность последнего была приостановлена из-за убытков. Однако в целом у данного предприятия дела обстоят куда лучше: оно заключило договор на 5 лет с ФПК об обеспечении объемов.
«Сложность в том, что Федеральная пассажирская компания готова выдать 44 вагона с целью капитального ремонта (КР-1), причем 18 из них в третьем квартале и 26 в четвертом – этого крайне мало. Тех объемов, которые запланированы на этот год, хватает им лишь на свои ДЕПО и «Вагонреммаш». Больше объемов нет», – говорит Бекузаров.
Надежда есть…
На сегодняшний день «ВВРЗ» принял участие в конкурсе ФГУП «Крымская железная дорога». Как уверяет Виталий Бекузаров, заказ в 22 вагона на сумму 128 млн. рублей может стать «спасательным кругом» на третий квартал. 18 июня стало известно – «ВВРЗ» выиграл этот конкурс. Однако все не так просто. Согласно ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», необходимо внести 30% от общей суммы договора, что составит порядка 39 млн. рублей. Поэтому, руководство Владикавказского завода ищет спонсорскую поддержку.
«Сегодня для нас жизненно необходимо получить заказ «Крымской железной дороги», но для этого нужно, чтобы нам оказали помощь в решении вопроса, тем более, никакого риска нет. Деньги вернутся, но мы не можем заморозить такую сумму. Ведь кроме этого, я буду нести затраты: закупать материалы, проводить аукционы. После всех процедур, только через 60 дней ФПК выплатит эту сумму. Я обратился к заместителю генерального директора ОАО «РЖД» (прим. ред. С 2007 года “Владикавказский ВРЗ им. С.М. Кирова” является дочерним предприятием ОАО «Российские железные дороги»), было также обращение в свой Департамент управления дочерними и зависимыми обществами. Не могу сказать, что они не прорабатывали мое обращение, но отказали – не смогли помочь. На уровне республики нам также помочь не могут, т.к. наше предприятие к республиканскому бюджету не имеет никакого отношения. Обращения в банки были. Они тоже не смогли помочь. Сейчас прорабатываем другие способы решения вопроса», – подчеркнул Бекузаров.
В поисках новых ниш
В течение последних лет, руководством «ВВРЗ» предпринимались попытки перепрофилировать предприятие. Еще четыре года тому назад «15-ый Регион» писал о том, что рассматривается вариант переориентировать производство на выпуск продукции военно-промышленного комплекса. Об этом тогда заявил полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов. Однако дальше этого заявления дело так и не пошло.
«Через некоторое время заместитель министра обороны России ответил, что военные предприятия загружены от 50% до 70%, поэтому не получится реализовать эти планы», – объяснил Виталий Бекузаров.
Говоря о диверсификации производства, руководитель «ВВРЗ» отметил, что при всей готовности, такие вопросы должны решаться вышестоящими инстанциями. Цеха предназначены для ремонта вагонов. Для их перепрофилирования потребуются большие вложения. Будет ли после этого завод приносить прибыль – нет никаких гарантий. По мнению Бекузарова, в такой ситуации выход только один: включить завод в целевые программы.
«Например, образно говоря, запланировали выпуск новых автобусов, и тот, кто это проектирует, должен поставить условие: колеса будет делать Владикавказский вагоноремонтный завод», – предлагает Бекузаров.
Сегодня, для получения прибыли, на «ВВРЗ» организована подсобно-вспомогательная деятельность, где выполняют паковку металла, изготавливают из него чушки. Эти работы приносят заводу около 3 млн. рублей в год.
«В связи с тем, что токари и фрезеровщики пользуются спросом, им нужно платить соответствующую зарплату, у нас она повременная – 12-13 тысяч рублей. Поэтому они выполняют дополнительные заказы, а потом их заработок с доплатой составляет 15-20 тысяч», – пояснил директор.
Говоря об оплате труда, собеседник также отметил, что за весь период на посту руководителя «ВВРЗ», зарплаты работникам завода всегда выплачивались вовремя, несмотря на недостаток в объемах заказов, а иногда и их отсутствие.
«Зарплаты мы выплачиваем в срок. В этом году была задержка только на один день из-за праздников. Тогда, сотрудникам, у кого имеются кредиты, мы выплатили зарплату раньше положенного, а остальным – через день», – подчеркнул руководитель вагоноремонтного завода.
О планах на ближайший год
Основная задача, которая на сегодняшний день стоит перед руководством «ВВРЗ» – удержаться на плаву, пережить временные трудности. Уже в 2019 году число вагонов, нуждающихся в ремонте, вырастет до 307. Для нормального, безубыточного существования «Владикавказский вагоноремонтный завод» должен заработать 719 млн. рублей в текущем году. Сейчас в планах – ремонт колесных пар на 300 млн. рублей.
«Думаю, ситуация до 2022 года будет сохраняться. Мы делаем всё возможное и ищем пути выхода. Главное, что речи о закрытии завода нет, сложности возникают у всех», – резюмировал генеральный директор «ВВРЗ им. С.М. Кирова».
Напомним, что 7 июня завод посетила рабочая группа филиала ОАО «РЖД» Северокавказской железной дороги, которая должна проработать возможные варианты развития предприятия. Руководство ждет вердикта комиссии, и вместе с тем надеется на получение заказа «Крымской железной дороги», чтобы 500 сотрудников предприятия были обеспечены работой, а «Владикавказский вагоноремонтный завод» получил возможность и дальше писать свою славную историю.