Ленинский райсуд на 30 суток заключил под стражу начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений угрозыска Иристонского РОВД Сослана Ситохова. Он подозревается в причастности к избиению 39-летнего Владимира Цкаева, который скончался после допроса в отделе полиции.
В начале заседания адвокат Цкаевых Анжелика Сикоева обратилась к суду с ходатайством об оглашении показаний Ситохова от 3 декабря, которые, по ее словам, указывают на причастность подозреваемого к инкриминируемому преступлению и фальсификации документов. Адвокат подозреваемого Владимир Салбиев возразил, сообщив, что Ситохов 3 декабря давал показания в качестве свидетеля и адвокатом обеспечен не был: «Мы сегодня не обсуждаем его виновность. Это не относится к делу. В материалах дела есть протокол его допроса уже в качестве подозреваемого». Суд отклонил ходатайство потерпевших.
Далее Салбиев выступил с ходатайством о приобщении к материалам дела документов о допросе Ситохова следователем по «делу Цкаева» Виссарионом Дзидахановым. Адвокат указал, что на его подзащитного в течение шести часов оказывали давление, а следователь требовал либо признать вину, либо указать на тех людей, кто совершил преступление. «Он дословно сказал мне так: либо ты мне сливаешь, либо я тебя закрываю. Таким путем на меня оказывалось давление», – сказал подозреваемый.
Второй адвокат потерпевших Руслан Дауев попросил суд отказать в ходатайстве, сославшись на то, что эти обстоятельства не имеют отношения к рассматриваемому делу, а правомерность действий органов следствия не доказана. Однако суд приобщил документы к материалам дела.
Затем Владимир Салбиев попросил судью опросить врача РКБ, который пояснит информацию о диагнозе Ситохова. По его мнению, необходимо разобраться, нуждается ли его подзащитный в постоянном медицинском уходе и возможна ли его изоляция от общества.
В ходе судебного заседания была опрошена кардиолог РКБ Виктория Касаева. Она показала, что 9 ноября на скорой помощи подозреваемый поступил в больницу с острой левожелудочковой недостаточностью и пробыл на лечении до 19 ноября. В результате госпитализации Ситохову был поставлен диагноз – дилатационная кардиомиопатия (ДКМП).
«Это серьезное и тяжелое заболевание, которое впоследствии развивается в сердечную недостаточность. Проявляется одышкой, отечностью, низкой толерантностью к физическим нагрузкам. Малейшая нагрузка, даже в виде ходьбы на 100 метров, вызывает одышку. Это все имеется в жалобах. Осложнением ДКМП является мерцательная аритмия. Она уже имеется у больного в постоянной форме. Также у него есть плевральный выпад с двух сторон. Это тоже осложнение, свидетельствующее о сердечной недостаточности. Так что больной находится в тяжелом состоянии», – констатировала Касаева.
Врач добавила, что Ситохов нуждается в постоянном медицинском контроле, поэтому «заключать под стражу его нельзя»: «Без таблеток он не сможет. Ему необходимы диеты, покой, регулярнейший прием препаратов».
После опроса кардиолога суд удалился в совещательную комнату, чтобы выяснить, является ли дилатационная кардиомиопатия диагнозом, препятствующим заключению подозреваемого под стражу. Согласно постановлению правительства о правилах медицинского освидетельствования осужденных, ДКМП не входит в перечень соответствующих болезней.
Затем в суде выступил сам Ситохов. Он утверждал, что не оказывал никакого давления на семью Цкаевых, не предпринимал попыток общаться с ними. «Также я не оказывал давления на свидетелей, которые практически все допрошены. Я могу предоставить распечатку своих телефонных разговоров», – сказал подозреваемый.
Далее адвокат Дауев сообщил, что из материалов органов следствия следует, что Ситохов помогал в фальсификации документов ранее задержанному по делу Азамату Цугкиеву. Этот факт якобы подтвердил и сам Цугкиев.
Следом к суду обратилась адвокат потерпевшей стороны Анжелика Сикоева, которая в своем выступлении была эмоциональна и резка. По ее мнению, «некоторые действия Ситохова косвенно свидетельствуют о его причастности к преступлению».
«В круг его обязанностей входит только раскрытие преступлений имущественного характера. 30 октября он ответственным по Иристонскому отделу не являлся. Но он находился там и, с его слов, не знал, что происходит в соседнем 57-м кабинете. После того, как Цкаев впадает в беспамятство, Ситохов предпринимает действия, направленные не на оказание помощи, а на сокрытие обстоятельств произошедшего. Он вызывает скорую помощь, но не в отдел, а на угол улиц Бутырина-Революции. После помещения Цкаева в стационар, Ситохов устанавливает конвой перед его палатой, хотя, как он утверждает, никакого отношения к делу не имеет. Он берет 10 тыс. рублей дома для приобретения лекарств Цкаеву, при этом не звонит его родственникам», – рассказала адвокат.
По ее словам, утром 1 ноября Ситохов, узнав, что Цкаев умер, помог также ранее задержанному Ацамазу Датиеву составить протокол об административном задержании, заставив его подписаться под документом.
«Если бы он был добропорядочным гражданином, в первую очередь 1 ноября должен был выставить конвой перед теми людьми, которые причинили побои Цкаеву. Он этого не сделал, наверное, потому, что перед собой конвой не выставляют», – сказала Сикоева.
Она считает, что подозреваемый может оказывать влияние на следствие, поэтому его заключение под стражу необходимо. Кроме того, по ее мнению, Ситохов фальсифицирует и медицинскую документацию.
«Если он такой больной был уже в 2014 году, то как в июле у него рождается ребенок? Силы на беготню по больницам у него есть. Считаю, что 9-го числа он лег в больницу специально, чтобы создать образ тяжелобольного человека. Показания врача, которые давались не под присягой, можно также подвергнуть сомнениям», – завершила выступление адвокат.
Следом за ней к суду обратилась потерпевшая супруга Владимира Цкаева – Зифа Цкаева. Она назвала заключение под стражу Ситохова объективным решением.
«Там ему предоставят и медицинский уход, диетой родственники обеспечат. Мы боимся. Это непростое дело. Человека пытали 8-10 часов. Ситохов это видел и просто не вызвал скорую. Если человек не виновен, его отпустят. У нас ведь нет цели посадить невиновного. Если надо, я сама ему лекарства туда буду носить», – пообещала вдова Цкаева.
Сослан Ситохов, в свою очередь, обратил ее внимание на то, что смотрит ей в глаза. «Вы наглые, вы все в глаза смотрите», – ответила на это потерпевшая.
Милана 15-Тадеева