Железо никогда не выходит из моды. Так говорят работники предприятий по изготовлению кованых изделий. По их словам, мода циклична, а железо – на века. Наверное, поэтому в Северной Осетии спрос на изделия из железа не спадает даже во время кризиса.
Несмотря на популярность кованых изделий, в республике мало кузнецов, которые имели бы диплом по этой специальности. В основном на предприятиях работают мастера-самоучки.
Дмитрий устроился в «Кузнечную ковку» 7 лет назад. Это высокий плотный человек с зелеными глазами и добродушным лицом. На работе он неразговорчив, потому что полностью погружен в дело.
По его словам, в юности никогда не думал о профессии кузнеца. Специального образования у него нет, зато есть талант. Дмитрий закончил 10 классов, и кузнечными работами начал заниматься случайно: в 1998 году сосед предложил попробовать, и с тех пор мужчина профессию не менял.
«Я дитя 90-х. В то время все пытались заняться своим бизнесом, а я понял, то, что делаю своими руками, больше ценится. Ты продаешь изделие, над которым потрудился», – делится мастер.
При этом, будучи скромным человеком, свой талант отрицает. Дмитрий считает, что успехом обязан своим учителям. Когда он первый раз пришел на предприятие, люди, посвятившие свою жизнь ковке, научили его всему, что знали сами. Теперь и Дмитрий придерживается того же принципа.
«Я стараюсь также поступать с людьми, которые только приходят работать. Рассказываю им все, что знаю сам», – говорит мужчина.
По его словам, в работе главное практика. На предприятие приходят люди и без специального образования, зато потом они становятся хорошими кузнецами, малярами и сварщиками.
Подготовленные кадры в последнее время найти сложно. На это сетует и руководитель предприятия Алан Татаров. Ему приходилось нанимать специалистов из Югославии и Средней Азии, чтобы они передали свой опыт остальным работникам. Кроме того, некоторым из своих работников, он оплачивал дополнительное обучение в Москве, Киеве и Белоруссии.
«Я платил по 70 тыс. рублей за человека в неделю, чтобы его чему-нибудь научили», – делится Татаров.
По его мнению, потерялся целый пласт рабочей культуры. Образование идет по старому пути, выпуская специалистов, часто не пригодных для работы на современных предприятиях.
«Сегодня идет пятая промышленная революция: стоит вопрос о замене человека на предприятии, регенерации станками станков. Примерно лет через 10-15 станки на предприятиях заменят людей, а наши наука и промышленность готовятся непонятно к чему. Не понимаю, с чем связано изучение сфер, которые были актуальны в 50 – 60-х годах», – недоумевает Татаров.
Его предприятие, используя передовые технологии, сохранило и традиции ковки. Для создания, например, ажурных узоров на воротах, работники не закупают турецкие и китайские элементы, а выковывают их сами. В каждый такой элемент кузнецы вкладывают душу. Делают их из полнотелого металла, который разогревается в печи и выковывается «по старинке». Какое количество времени понадобится на создание изделия, зависит не от его размера, а от сложности рисунка.
«Одни ворота, например, можно подготовить за 10-15 дней, а на другие может уйти до трех месяцев, так как над ажурными узорами приходится скрупулезно работать», – говорит кузнец Дмитрий.
Его коллега Алан Хетагуров работает в «Кузнечной ковке» три года. По профессии он электрик, однако работать по специальности долго не смог. Ему захотелось попробовать себя в ковке. И втянулся. Кузнечным работам учился сам, что-то подсказывали и опытные работники.
«В вузах максимум чему могут научить – сварке. А так чтобы обучали именно ковке – я никогда и нигде не слышал», – говорит Хетагуров.
Он уверен, что кузнец должен обладать не только силой, но еще умом и богатым воображением. По словам Алана, в работе кузнецу необходимо делать различные вычисления, чтобы, элементарно, подогнать цветочный узор под нужный заказчику размер изделия.
Такого же мнения придерживается мастер магазина «Кузнец» Эдик Тедеев. Он уверен, что без художественного таланта заниматься ковкой бессмысленно.
«Нужно иметь художественные навыки, потому что ты работаешь с железом. И нужно сделать так, чтобы это было красиво. Нарисовать эскиз и воплотить его в жизнь. Это тяжелый труд» – уверяет Тедеев.
Впрочем, художественного образования у него нет. Эдик всю жизнь проработал на стройке и ковкой занялся 5 лет назад. Он всему учился с нуля и по интернету. Мужчина признается, что учится до сих пор и будет учиться, пока есть силы.
«В душе тяга к этому была всегда, но не вовремя развилась», – шутит он.
Сейчас труд кузнецам облегчают станки, однако Тедеев предпочитает творить вручную. Так, по его словам, работать интереснее. Мастер отмечает, что элементы декора в дома и квартиры, вроде подсвечников, зеркал и люстр, полностью изготавливаются руками. В последние два года спросом пользуются небольшие декоративные изделия с национальными элементами. Между тем на продукцию больших размеров – ворота, лестницы, перила – эта тенденция не распространяется. По наблюдениям мастера, снова популярен стиль барокко. Также у заказчиков не пропадает интерес к восточным элементам в дизайне.
Иногда к кузнецам обращаются и с довольно необычными заказами. Алан Татаров вспоминает, что к нему приходил пожилой человек и заказал ограду себе на могилу. Он был практически слепой из-за того, что всю жизнь проработал сварщиком. В молодости бежал от войны в Грузии и жил на складе с женой и детьми. Поставить детей на ноги ему удалось, но зрение сохранить не смог.
«Здесь чаще интересны люди, которые приходят, чем их заказы», – констатирует Татаров.
Карина 15-Хадаева, фото: Константин 15-Фарниев