Как-то очень тихо и незаметно прошла мимо нас знаменательная для столицы Северной Осетии дата: 6 августа исполнилось 120 лет владикавказскому трамваю. Только представьте, 120 лет назад, теплым августовским днем по мощеным владикавказским улочкам, весело звеня, прошел первый вагон, провожаемый удивленными взглядами горожан и визгом радостной ребятни. Это был полуоткрытый вагон с рекламных щитом «Зингер».
Трамвай пустили по трем маршрутам – от Ольгинского моста по Александровскому проспекту и Московской улице до железнодорожного вокзала, от Базарной площади по железобетонному мосту через Терек до Ольгинского моста, а также от Базарной площади до конца Госпитальной слободки. Всю инфраструктуру строили бельгийские подрядчики, и именно благодаря трамваю во Владикавказ пришло электричество – трамвай и электростанции некогда были единым предприятием.
На днях в музее истории Владикавказа состоялось яркое событие, посвященное 120-летию владикавказского трамвая: открылась выставка «Если в прошлое – лучше трамваем». Экспозиция собрала уникальные документы, описания старых маршрутов, схему, филателию и фотографии разных лет. Большинство представленных фотографий взяты из семейного архива известного владикавказского фотографа Сергея Федосеева.
Фотокадры возвращают зрителя в довоенный, но все же прекрасно узнаваемый Владикавказ. Вот вагончик движется в горку мимо Осетинской церкви, вот остановился и ждет пассажиров возле кинотеатра «Дружба», вот двойной вагон, символ советского периода. Представлены на выставке и знаменитые зеленые билеты – их можно было не только увидеть, но и получить, а также лично воспользоваться компостером.
Автор книги о владикавказском трамвае и председатель регионального отделения «Российского фонда культуры» Казбек Таутиев рассказывает, что трамвай, пущенный в 1904 году, был узкоколейным, а на широкую колею его перевели в 1930-е годы.
«Маршруты узкоколейного трамвая не совпадали с маршрутами, которые мы знаем сегодня. В годы Великой Отечественной, в период обороны Владикавказа, трамвай сыграл немалую роль в деле обороны города. В вагонах разворачивали передвижные госпитали, они служили для перевозки раненных. Еще один интересный момент – в 1970 годы наш трамвай полностью перешел на чешские вагоны Tatra, они использовались до недавнего времени. В 90-е некоторое время по городу ходили вагоны КТМ-5 и КТМ-8. Несмотря на все испытания наш трамвай выжил и продолжает радовать горожан. Хочу отметить, что о владикавказском трамвае написано не очень много. В 2010 году вышла книга «Соединяя время: электротранспорт Владикавказа: первым был трамвай…», где я выступил соавтором, до этого и после издавались еще брошюры. В настоящее время я завершаю работу» над книгой о владикавказском трамвае в рамках одного из проекта Фонда культуры «Осетия – жемчужина России».
Еще совсем недавно трамвай, действительно, переживал не самые простые времена. Об этом на открытии выставки говорила директор музея истории Владикавказа Елена Габоева:
«В 2016 году горожане изумились, узнав, что все трамвайное – депо, подвижной состав, мастерские, с 2014 года уже находятся в чьих-то частных ловких руках. Казалось бы, истории трамвая во Владикавказе пришел конец. Но упорство граждан и воля власти вернули его на улицы столицы республики. Это наша общая заслуга, общая гордость».
Трамвай был настоящим чудом начала прошлого века. Благодаря его запуску во Владикавказе построили электростанцию и город начал развиваться, с временем превратившись в крупный производственный центр юга страны. Сегодня трамвай остается самым экологичным видом транспорта, символом города и его душой, без которого едва ли можно представить современный Владикавказ.