15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
17°
(Облачно)
32 %
3 м/с
$ — 92.2628 руб.
€ — 99.7057 руб.
Градусы и рейтинги
29.03.2023
23:58
2 368
Градусы и рейтинги

Аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza опубликовала любопытные данные о потреблении спиртных напитков в различных регионах нашей страны. Приводится статистика по крепкому алкоголю, по вину и по пиву. Во всех трех «разрядах» Северная Осетия входит в число «самых трезвых» субъектов Федерации. В умеренности ее превосходят лишь Ингушетия и Чечня. Но это обусловлено их религиозными, историческими, а также демографическими особенностями, если иметь в виду более однородный состав населения.

Согласно этим сведениям на каждого жителя Северной Осетии, включая грудных младенцев, приходится по 1,1 литра «огненной воды» в год. Под этим подразумевается не только водка, но и коньяк, виски, джин, ром и т.п. Для сравнения в соседнем Ставропольском крае более чем в три раза выше. Но тут, правда, есть нюансы. Купить безакцизную водку во Владикавказе, в Беслане или где-то еще по ценам на треть ниже обычных неразрешимой проблемой не является. И такая продукция, скорее всего, в отчеты не попадает. Или же объем продаж подгоняется под легальную стоимость и это искажает общую картину. Однако зная своих земляков, могу с уверенностью сказать, что существенных расхождений с упомянутым рейтингом нет. Даже арака, которая на первый взгляд могла бы служить маскировочным фактором, скрывая собой часть потребляемого алкоголя на самом деле «работает» на понижение. Ее стали пить меньше, и производить – тоже. В советское время колхозникам часть заработка выдавалась тем, что они выращивали, в том числе – кукурузой. И ей, конечно же, находили применение. Сегодня «домашняя бархатная» обходится дороже, да и на качестве ее нередко экономят.

Для меня хороший алкоголь тот, который можно пить маленькими глотками, смакуя. Поэтому водку не признаю от слова «совсем». Считаю, что настоящая, которую подавали к столу Пушкина или Гоголя исчезла в конце 19-го века с тяжелой руки Менделеева, заменившего в целях уменьшения расходов зерна естественный процесс перегонки на комбинацию спирта и воды. Всегда отдавал предпочтение коньяку. Но здесь подводных камней гораздо больше, чем у водки. Многие почему-то думают, что любая жидкость оранжевого цвета крепостью от сорока градусов и соответствующим названием на бутылке, — это коньяк. Но споткнуться можно даже на том производителе, в котором не сомневался. Как-то, отправляясь в Москву, решил захватить для столичных друзей бутылку своего любимого французского «Курвуазье». Поинтересовался в винном бутике, есть ли в продаже эта марка? Продавец ответил утвердительно и вдруг спросил: «Извините, а вы давно покупали ее в последний раз?». «Наверное, больше полугода тому назад», с недоумением сказал я. «А в чем, собственно, дело»? «Видите ли, на заводе во Франции появился новый купажист и теперь в букет стали добавлять цветочный аромат. Осталось только пожалеть о безвозвратной потере, поблагодарить консультанта за профессионализм и сделать по его совету другой выбор.

Что касается не очень активного потребления пива в республике, на то тоже есть причины. Традиции пивоварения у осетин уходят в глубь веков. Около полутора столетий назад повезло и с зарождением промышленного производства пенного напитка. У истоков, как говорится, стоял поселившийся во Владикавказе чешский пивовар. А об авторитете его соотечественников в этом деле можно было и не упоминать. Он даже привез сюда выращивать «правильный» сорт ячменя. Заданные тогда стандарты передались по цепочке и до наших дней. Добавьте к этому нашу замечательную воду, идеально подходящую для союза с солодом и хмелем. Плюс – наличие одного из лучших российских брендов в этой сфере – «Баварии» с самым передовым технологическим оснащением. Но почему же тогда по потреблению пива мы «отстаем» от других? Потому что хорошее пьют в меру, ради удовольствия, а плохим – надуваются. Для кавказского застолья не типична батарея пивных бутылок. В других краях «полторашка» для человека на вечер — это уже почти образ жизни.

Скажу так: результаты по крепкому алкоголю применительно к Осетии порадовали, по пиву не удивили, а вот невысокие цифр по вину насторожили. Хотелось бы, чтобы они слегка возросли. Ни в коем случае не призываю к штурму винных отделов наших магазинов. Речь идет о культуре потребления вина. Неторопливого, нечастого, с умом и с пользой. Она существовала у нас до неразумных мер по борьбе с пьянством в восьмидесятые годы прошлого века. В итоге горькие пьяницы добывали для себя «самопал», а большинству людей, годами приученных к вкусу и разнообразию грузинских вин, могли предложить только водку по талонам. Сейчас каких только названий не встретишь на полках. Они просто ломятся от изобилия. Но если сорок лет назад бутылка настоящего «Цинандали» стоила чуть ли не в два раза дешевле, чем пол-литра водки, то теперь покупка той же безакцизной вдвое выгоднее, чем среднего по цене вина. Среднего не по ценнику, а по спросу. К тому же чаще всего лары виноградной лозы приходится приобретать наугад. Иностранные «имена» на этикетках мало о чем говорят. Краткие сведения на русском ясности не добавляют. К продукции из-за перевала приходится относиться с еще большей осторожностью по вине недобросовестных поставщиков и хочется добавить – приемщиков. Но для того и существует культура винопития, чтобы разбираться в элементарных вещах.

Методом проб и ошибок можно выбрать любимый бренд и в дальнейшем уже не рисковать. Недооценивая вино, мы тем самым подталкиваем женскую половину населения к крепкому алкоголю, да и молодым людям не мешало бы начинать не с водки, а с вина. Это ко всему еще признак определенного статуса. Не случайно Москва и Петербург находятся в числе лидеров в стране именно по потреблению продукции широкой линейки от шампанского до портвейна. А в отношении крепкого алкоголя занимают более скромные места.

Автор: Евгений Пантелеев