15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
93 %
1 м/с
$ — 91.3336 руб.
€ — 98.7225 руб.
Рожденная всенародной резолюцией: Конституции исполнилось 30 лет
12.12.2023
10:54
2 371

Конституции РФ во вторник исполняется 30 лет. Основной закон страны, существенно изменивший систему высших органов государственной власти, был принят 12 декабря 1993 на Всенародном голосовании. В формирование документа, принятию которого предшествовали три года работы, политический кризис и вооруженное противостояние, значимый вклад внесли юристы из Северной Осетии.

Станислав Кесаев, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права СОГУ:

«Тридцать лет назад мы понимали, что жизнь нужно менять, и занялись поиском лучших путей. Общепринятая мысль о том, что тоталитарный режим нуждается в полном уничтожении, привела к попыткам реформации Советов. Были введены такие новации, как разделение властей и многопартийность. Как помните, все пришло к тому, что в Беловежской пуще три лидера государств подписали договор о прекращении существования Советского Союза, после чего республики рванули в тот самый парад суверенитетов.

Владимир Владимирович Путин как-то назвал развал Союза величайшей геополитической трагедией XX века. В России начала работать Конституционная комиссия, созданная еще Верховным советом СССР под руководством Румянцева. Когда в Российской Федерации была учреждена президентская власть, президент Борис Ельцин поставил вопрос о том, что Советы — главный враг демократических преобразований в стране. Не найдя консенсуса, он издал приказ о прекращении существования Советов на территории РФ, и получилось безвластие: не было высшего представительного органа государственной власти, а была только исполнительная. Политические силы решили созвать Конституционную комиссию, состоящую из пяти направлений. В одно из направлений вошли представители субъектов страны, в другое — депутаты Верховного Совета СССР, в третье — предприниматели и так далее.

Наши Георгий Козаев, Тамерлан Казиев и Таймураз Батагов работали в Конституционной комиссии как депутаты Верховного Совета. А республика Северная Осетия в Компромиссной комиссии была представлена покойным ныне Георгием Битаевым и вашим покорным слугой.

С мая по сентябрь мы работали в Кремле над проектом Конституции. Однако конфронтация между Ельциным и Верховным Советом привела к изданию президентского указа о поэтапной конституционной реформе. В октябре 1993 власть стреляла по Верховному совету.

Согласительная комиссия решила вынести на всенародное обсуждение проект ныне действующей Конституции. Нужно сказать, что мы прорабатывали два варианта основного закона — ельцинский и румянцевский. В тексте не было больше речи о Советах, а появилась республиканская форма правления, что полностью изменило политическую организацию общества и страны.

Все основы конституционного строя, указанные в первой главе Конституции, — это самая разумная форма государственного устройства. Но любая конституция не является пределом совершенства, это живой документ, и в начале 2020 года президент внес поправки, которые не затрагивали основ политического устройства, но совершенствовали способ управления нашим обществом. Это был необходимый путь совершенствования российской государственности.

Так что с гордостью могу сказать, что на варианте Конституции, которой был вынесен на всенародное обсуждение, есть подписи Г. А. Битаева и С. М. Кесаева».

Александр Цалиев, профессор, заведующий кафедрой публичного права и органов власти СКГМИ (ГТУ):

 «Северная Осетия, как и любой субъект РФ, принимала активное участие в разработке и принятии Конституции РФ. Если говорить более конкретно, то я, как представитель Северной Осетии, работал над проектом Федеративного договора 1992 года в деревне Морозовка под Москвой, где разрабатывалась Конституция Советского Союза. Федеративный договор стал основой будущей Конституции России. Так, в статье первой Конституции предусмотрено, что Россия является федеративным государством, в статье пятой предусматриваются субъекты РФ — края, республики, области, автономные округа. Данный Федеративный договор имел очень важное значение в 90-х годах, когда появились разные сепаратистские настроения, побуждающие к выходу из РФ. И было принято политически правильное решение о разработке Федеративного договора, которому придавали настолько важное значение, что в первых изданиях Конституции Федеративный договор публиковался вместе с Конституцией. Это было правильное решение в условиях распада и развала СССР, которому, к сожалению, способствовал Горбачев — неподготовленный, беспомощный и безвольный руководитель страны. А затем его сменил Ельцин, который ликвидировал Советский Союз, именно ликвидировал, это не развал и распад, как пишут в СМИ. Неслучайно недавно умерший известный дипломат и американский политический деятель Киссинджер сказал, что распад Советского Союза не был предопределен, он был спровоцирован. Правда он не стал говорить, кем он был спровоцирован, поскольку был патриотом Америки, и не мог сказать, что это были американцы.

В Конституции 1993 года были не только достоинства, но и недостатки. Нужно понимать, что нет ни одного совершенного документа без каких-либо недостатков. А что же говорить о нашей Конституции, которую создавали наши земляки? Естественно, были ошибки, просчеты, упущения.

Самый главный недостаток — это то, что по рекомендации международного валютного фонда и международного банка в нашу Конституцию внесли норму о том, что действия органов власти или органов местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Формально, с юридической точки зрения, это правильно. А по существу — это неверная политическая установка, поскольку органы местного самоуправления не могут эффективно функционировать без опоры на государственную власть, а государственная власть, в свою очередь, не может функционировать без опоры на органы местного самоуправления. Неслучайно в обновленной Конституции 2020 года были предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления представляют единую вертикаль власти в виде публичных органов власти. Во-вторых, в действующей Конституции есть положение о том, что труд свободен, а в числе конституционных обязанностей предусмотрена обязанность платить налоги и сборы. Возникает вопрос — если труд свободен, с каких доходов гражданин должен платить налоги и сборы? Вообще, в действующей конституции произошёл разрыв баланса между правами и обязанностями. Известно, что где есть права, там есть и обязанности. Ну и наконец, запрет государственной идеологии, предусмотренный в конституции. Возникает вопрос: если различные партии, общественные организации, движения, институт гражданского общества, даже воры в законе и движение ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ) имеют свою идеологию, то почему государство — основной субъект общественных отношений — не должен иметь свою идеологию? Это вообще глупая, ошибочная норма, поскольку идеология означает совокупность взглядов, систему ценностей, принципов жизни. Как можно стране запретить иметь государственную идеологию, то есть взгляд на то, как должна развиваться страна, какими принципами и ценностями должно руководствоваться государство и органы госвласти?

Можно говорить и о других просчетах, но в целом, Конституцию в начале 90-х нужно было принять, чтобы стабилизировать обстановку в стране. И достоинства, и ошибки Конституции достаточно трезво оценены на данный момент, и сейчас подготовлены существенные изменения в Конституцию РФ, инициированные президентом РФ.

Есть еще много конституционных положений, над совершенствованием которых нужно еще работать, и я уверен, что в следующий президентский срок Путина работа над Конституцией будет продолжаться. Более того, я уверен, что будет принята новая Конституция с многочисленными изменениями».

Таймураз Фидаров, член ассоциации юристов РФ, председатель совета регионального отделения всероссийской политической партии «Родина»:

«Конституция России — это основа для всей правовой системы страны. Она имеет важное значение для сохранения политической стабильности в стране. Доказательством тому служит функционирование органов государственной власти на протяжении 30 лет. Конституция иногда нуждается в определенных корректировках с учетом существующих жизненных реалий. И в этом ее плюс. Все это говорит о том, что Конституция — важный атрибут любой государственной власти. Еще большее значение он имеет как инструмент сохранения политической стабильности в стране. В этом смысле Конституция вполне системно изложена, с использованием принципа сдержек и противовесов. Я имею в виду законодательную, судебную и исполнительную ветви власти».