15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
13°
(Дождь)
94 %
2 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Деньги из воздуха или деньги на ветер?
08.10.2010
20:59

А Васька слушает, да ест… Именно этой фразой из крыловской басни можно охарактеризовать все попытки и государственных, и общественных структур, и контролирующих органов повлиять на непомерно высокие тарифы на авиарейсы из Владикавказа в Москву. Сколько жарких дискуссий прошло по этой проблеме, сколько призывов и жестких установок было дано, однако, увы, дело пока не сдвигается с мертвой точки. Авиаперевозчики, обслуживающие данное направление, подчиняются тарифной политике своих головных предприятий, и их особо не заботит местная “социальная привязка”, а потому и цена билета зашкаливает уже чуть ли не за 20000 рублей. Так есть ли, помимо гневных нареканий и возмущений, реальные рычаги выхода из создавшейся ситуации? Генеральный директор Владикавказского авиапредприятия Руслан Кузин Руслан Кузин считает, что есть.

– На чем основывается такой ваш оптимизм, Руслан Эдуардович? – Прежде хочу внести ясность в суть вопроса и разграничить такие понятия, как авиаперевозчик и авиапредприятие. В последнее время в адрес руководства аэропорта “Владикавказ” сыплются разного рода претензии о том, что, якобы, именно мы создаем почву для необоснованного завышения тарифов на авиабилеты. Это в корне не так. Аэропорт в ценообразовании играет мизерную роль, это – прерогатива перевозчика. Мы же являемся лишь обслуживающей стороной и от совокупной стоимости билета получаем не более 10% по строго утвержденным Федеральной тарифной службой ставкам.
– Так здесь и просматривается скрытое стремление к получению большей прибыли. Насколько я понимаю, если вам идет 10% от стоимости билета, то, получается, чем выше его цена, тем и ваша доля больше?
– Абсолютно нет. Я привел это сравнение в качестве иллюстрации. Наши тарифы строго зафиксированы и никоим образом не зависят от стоимости билета. Вот, к примеру, существует сбор за обеспечение взлета-посадки. Его единицей измерения является максимальная масса авиасудна в расчете 287 рублей за 1 тонну. Приземляется к нам “Боинг”, его масса – 54 тонны. Умножаем и получаем сумму сбора – около 14 тысяч рублей. И стоимость авиабилета здесь ни при чем! Ведь аэропорту тоже нужны деньги для поддержания нормального технического состояния взлетно-посадочной полосы, обеспечения безопасности полетов, сервиса для пассажиров, содержания обслуживающего персонала…
– Все познается в сравнении. Так почему же, к примеру, из Нальчика долететь до Москвы намного выгоднее?
– Здесь есть серия нюансов. Во-первых, аэропорт Нальчика в данное время проходит процедуру банкротства, там все активы на нуле. Во-вторых, у них совершенно иная взлетно-посадочная полоса, она намного меньше и не приспособлена к приему крупных самолетов, тех же “Боингов”.
– Хорошо. А аэропорт “Минеральные Воды”? Надеюсь, его не банкротят?
– В этом аэропорту имеются собственная авиакомпания, собственная топливно-заправочная компания, то есть сформирована замкнутая инфраструктура, позволяющая вести гибкую тарифную политику. Да и пассажиропоток на порядок выше.
Мы же по объективным факторам не можем “переварить” такое число пассажиров, их просто не наберется.
Кто сегодня от нас летает в Москву? Госчиновники, бизнесмены, военнослужащие, которым расходы оплачиваются, и люди, которым нужно добраться в Москву по экстренной необходимости. Львиная доля потенциальных пассажиров “уходит” на другие виды транспорта.
– То есть, другими словами, аэропорт является лишь статистом, соглашающимся с любыми условиями авиаперевозчиков? И у него нет возможности вести собственную политику по расширению конкурентного поля?
– Нет, не согласен. Мы ее постоянно проводим, отслеживаем конъюнктуру рынка и по возможности привлекаем наиболее приемлемых партнеров. Другое дело, что выбор-то есть, но он невелик.
Сегодня наше воздушное пространство обслуживают три основных перевозчика: “РусЛайн”, “S7” и “АэрофлотДон”. Вот у последней компании постоянно происходят задержки с полетами, она нередко нарушает регламент вылетов, за что аэропорт выставляет ей штрафные санкции. Кроме того, наблюдается и отток пассажиров, недовольных таким “сервисом”… Вопрос уже решен: в скором времени этот перевозчик перестанет обслуживать наш маршрут.
Сейчас мы достигли договоренности с солидной авиакомпанией “Кубань”, проанализировали все условия сотрудничества, выяснили, что у нее хороший парк авиасудов и приемлемый график расписания полетов. Рейсы будут выполняться из “Внуково”. Но самое главное – нас привлекла гибкая тарифная политика этой компании. С приходом “Кубани” в нашу республику стоимость билета до Москвы будет составлять от 5 тысяч рублей.
– А нет ли здесь определенного риска? Вот придет новый перевозчик, увидит, какие тарифы у его конкурентов и тоже взвинтит свои цены…
– Этого исключать нельзя, но мы подстраховались: новому партнеру поставлены условия – мы создаем собственное агентство по продаже билетов и будем самостоятельно выкупать блок мест по оговоренной цене и реализовывать билеты с небольшой надбавкой. Пока планируем выкупать по 10 мест при вылете из Владикавказа и по 5 – из Москвы. Когда рейс будет обкатан, мы планируем довести уровень подобного закупа билетов до 70% от общего количества. Таким образом, и пассажир получит возможность доступного по цене полета, и авиакомпания будет уверена в наполняемости рейса.
– Значит, стоит полагать, что в скором времени не другие конкуренты с высокими тарифами будут диктовать свои условия, а вы с помощью неординарных шагов станете создавать поле именно для здоровой конкуренции?
– На это сейчас и направлены наши основные усилия!
– Остается пожелать вам только успехов на этом пути. З.Тимченко, «Северная Осетия»