Депутаты Северной Осетии требуют органичить наценки на товары, торговцы — против
08.04.2011
10:15

Существующая торговая наценка на основные продукты питания, реализуемые в Северной Осетии, не должна ущемлять права покупателей и создавать напряженность на рынке, считают местные парламентарии и жители региона. Предприниматели, в свою очередь, заявляют, что не завышают цены на товары.

Как стало известно корреспонденту «Кавказского узла» от специалистов в области потребительского рынка, на сегодняшний день уровень торговой наценки в республике составляет от 10 до 20 процентов. Однако не все считают такую наценку обоснованной.

Эксперт: торговая наценка учитывает множество факторов

На отдельно взятом торговом предприятии при установлении наценки на реализуемые продукты питания предусматривается получение прибыли, что включает в себя все затраты и издержки обращения – в расчет принимаются такие факторы как оплата труда торгово-оперативного персонала, аренда помещений, обязательные платежи при потреблении газа, воды и электроэнергии, налоговые отчисления. По словам эксперта в области потребительского рынка Сергея Токаева, помимо указанных факторов обязательно принимается во внимания шаговая доступность магазина и сложившийся уровень конкуренции в пределах территории.

«В последнее время — три-четыре года — во Владикавказе начали действовать новые магазины, входящие в крупные торговые системы, и если взять солидный супермаркет, то на большинство продуктов питания торговая наценка здесь меньше, чем в магазинах, которые находится неподалеку, в двух-трех сотнях метров», — рассказал он.

Комментируя такое положение дел, Токарев пояснил, что у крупных торговых систем уже сложились постоянные контакты с производителями продукции, для доставки используется свой транспорт, и это позволяет выставлять на прилавки товар, стоимость которого меньше, чем в соседнем небольшом магазине. За счет значительных объемов продаж, обусловленных массовым привлечением покупателей, компенсируются расходы и извлекается прибыль.

«Многое, конечно, зависит от того, какую репутацию успел завоевать супермаркет, входящую в крупную торговую сеть, и как его руководство сумело обеспечить уровень обслуживания покупателей, удобство подъездов, насколько учтена платежеспособность различных групп населения», — отметил эксперт.

По словам Сергея Токарева, тут следует учитывать и психологию покупателей. В качестве примера он привел людей, привыкших покупать узкую группу товаров в небольшом частном магазине возле дома. «Даже если такой покупатель узнает, что есть крупный магазин, где, к примеру, понравившийся ему сорт колбасы, продают дешевле, то он не сразу переориентируется, потому как ему нужно будет в этот магазин добираться, тратиться на дорогу туда и обратно, — отметил он. — К тому же, есть так называемая человеческая привычка, которая может быть выше экономических интересов».

Депутаты: наценку на социально важные товары надо ограничить

В настоящее время в Государственной Думе готовятся изменения в статью 8 действующего Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым вводится ограничение торговой наценки на социально значимые продукты питания в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. В обращении, отправленном 10 февраля 2011 года на имя руководителей двух палат Федерального Собрания Сергея Миронова и Бориса Грызлова, депутаты Парламента Северной Осетии подчеркнули важность ускорения принятия закона, позволяющего ограничить торговую наценку на продукты питания первой необходимости.

«В действующем законодательстве Российской Федерации нет правовых механизмов ограничения торговых розничных наценок на социально значимые товары. В то же время зарубежный опыт показывает, что цены на продовольственные товары первой необходимости находятся под контролем государства. В настоящее время проблема ограничения роста розничных цен на продукты питания наиболее актуальна. Аномальные погодные условия приводят к увеличению цен и спекулятивным явлениям на рынке продовольственных товаров», — считают северо-осетинские парламентарии.

Инициатором обращения стал парламентский комитет по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству, которым руководит Сослан Андиев. По его словам, есть много обращений жителей республики по поводу сложившихся цен, и непростая ситуация, затрагивающие интересы широких слоев населения, также обсуждалась на совместном заседании комитета парламента по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству и комитета по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам, которое состоялось 4 февраля.

«Еще в октябре прошлого года в Государственную Думу была внесена законодательная инициатива об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты питания — не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Однако до настоящего времени указанный законопроект не рассмотрен и в нашем обращении содержится просьба ускорить принятие данного федерального закона», — пояснил Андиев.

Для ограничения цен депутаты считают целесообразным вернуться к созданию резервного республиканского продовольственного фонда основных социально значимых продовольственных товаров.

Механизм ценообразования и государственное регулирование

Ценообразование представляется одним из самых сложных вопросов, вызывающих ожесточенные споры практиков и теоретиков, отметил экономист Борис Кануков. По его словам, механизм ценообразования не является прозрачным, и формирование цены происходит на открытом рынке.

Касаясь предыстории проблемы, он напомнил, что в советские времена существовал государственный комитет по ценам, и после изменения курса данное ведомство прекратило свое существование.

«Переход от жесткого принципа управления ценами к совершенному иному методу оказался крайне непростым и болезненным, а его результаты затрагивают интересы многих людей, — считает эксперт. – В современных условиях следует вводить методы государственного регулирования, способные приводить к серьезным изменениям».

Говоря о методах регулирования, экономист отметил важность увеличения государственных субсидий для производителей сельскохозяйственной продукции, которые бы покрывали издержки, связанные с ростом цен на горюче-смазочные материалы, семенной фонд, уборочную технику.

«Своевременные и в полном объеме выплачиваемые субсидий, организация цепочки «производитель — торговая точка — покупатель» и установление минимальной торговой наценки в пределах 5%  — при реализации такой схемы произойдет существенное снижения напряженность в вопросе цены на реализуемые продукты питания», — убежден он.

По мнению Канукова, государственное регулирование должно исключить какую-либо возможность для присутствия посредников, которые за свои услуги назначают необоснованную высокую цену, «и в данном случае, есть необходимость привлечь на свою сторону общественность». «Ведь, когда речь идет о гражданском контроле, почему-то сразу начинают говорить о контроле над здравоохранительными структурами, хотя на современном этапе крайне важно оказать влияние на существующие цены», — отметил он.

Торговцы: мы зависим от поставщика

Специалистами министерства экономического развития республики в еженедельном режиме осуществляется мониторинг цен на основные продукты, реализуемые в торговой сети. Если раньше, до октября 2010 года, учитывалась цены на 25 продуктов питания, то сейчас в результатах мониторинга отдельной строчкой также появилась цена на гречневую крупу. Согласно данным, в течение прошлого месяца по ряду товаров отмечен рост цен, в частности, говядина подорожала с 197 до 222 рублей, крупа гречневая со 100 рублей до 112 рублей, при этом фактически не претерпели изменений в части повышения цены такие позиции как колбаса, молоко, сметана, хлеб, морковь и картофель.

Владельцы частных магазинов по-своему объясняют, чем обусловлено повышение цен на мясо и гречневую крупу. «Что касается мяса, то произошел рост отпускной цены на бойне, где я его постоянно покупаю, — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» хозяин продуктовго магазина Артур. – Наценка, конечно же, у меня есть, и она не больше, чем у других, в среднем до 20%, однако, снижать ее очень трудно — в противном случае, придется торговать себе в убыток, а ведь всегда нужны деньги на развитие, и не надо забывать о налогах».

Относительно повысившейся в цене гречневой крупы мужчина отметил, что здесь также испытывает зависимость от условий поставки. «Цена на этот товар растет практически везде, и если пройти по всем торговым точкам, вряд ли найдется место, где цена килограмма составит меньше ста рублей, хотя еще три месяца назад мало кто верил, что такое вообще возможно», — сказал он.

О зависимости от поставщиков заявил и предприниматель Харитон Басиев. По его словам, наиболее показательной является ситуация с сахаром, поступающим в республику.

Басиев, работающий вместе с компаньонами, рассказал, что в Краснодарском крае есть более десяти предприятий, где можно приобрести сахар, и у них «давно налажены контакты с одним из них, который производит качественный товар». «Главная проблема заключается в том, что цена на этом заводе тоже меняется – бывает, что она опускается или поднимается, и иногда возникают ситуации, когда наша затраты едва окупаются», — пояснил он.

Мужчина привел в пример последнюю поставку. Стоимость килограмма привезенного сахара в процессе продажи на одном из оптовых рынков Владикавказа составляет немногим более 32 рублей. В частности, мешок весом 50 кг. обойдется покупателю 1620 рублей, мешок весом 25 кг. — 820 рублей. «Если взять наиболее ходовой вес в 25 килограммов, то нам он обошелся в 770 рублей, и, таким образом, наценка всего 50 рублей, а это меньше десяти процентов. Хотя еще два месяца назад люди у нас брали такие же мешки по 850-900 рублей, и какой-то особой, сверхбольшой наценки мы тогда не делали», — отмечает предприниматель.

Харитон Басиев также напомнил, что на протяжении минувшего марта средняя цена одного килограмма сахара в городских магазинах составляла 40 и более рублей. Ссылаясь на снижение цены последней поставки, мужчина предположил, что в торговой сети цена сахара может снизиться до 36-38 рублей. Сделав такой прогноз, респондент все же отметил, что окончательную цену установит владелец торговой точки.

Как сообщал «Кавказский узел», по данным министерства экономического развития Северной Осетии и данным статистики, за 2010 год рост цен на продовольственные товары по республике составил 21,2%, хотя на отдельные продукты питания цены выросли несколько больше. На картофель цена выросла в 2,6 раза, на капусту — в 2,5 раза, морковь — в 2 раза, пшено — 62,6%,на лук — более 57%, подсолнечное масло — на 40%, сливочное масло — на 28,7%, молоко — на 27,8%, творог — на 26,2%.«Кавказский узел»