15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
38 %
1 м/с
Движение вверх: во Владикавказе проводят бесплатные занятия по адаптивной физкультуре для детей с ОВЗ
10.02.2020
13:30
886
Движение вверх: во Владикавказе проводят бесплатные занятия по адаптивной физкультуре для детей с ОВЗ

Необучаемые и отстающие в развитии – это, увы, до сих пор самые распространенные мифы о детях с синдромом Дауна. Многие родители не решаются даже забирать таких деток из роддома. Однако те из них, кто живет в семье, как правило, добиваются значительных успехов. А все благодаря своевременному приспособлению в социуме. Такой адаптацией, а точнее адаптивной физкультурой занимаются в батутном парке «Горизонт». Именно здесь дети с синдромом Дауна и аутизмом совершают «Прыжок в атмосферу».

Александру Пухову три с половиной года. У него синдром Дауна. Когда он забегает в помещение батутного парка, всех присутствующих буквально ослепляет его улыбка. Веселый, озорной мальчишка с первых минут приковывает к себе внимание. И сразу становится ясно – неспроста таких деток называют солнечными. Алекс, так к нему обращается мама Алина, здоровается с тренерами за руку и ни секунды не стоит на месте, явно предвкушая эмоции от предстоящего занятия. И действительно, прыгать на батуте Алексу нравится. Правильно выполнять инструкции тренера ему помогают мама и сестра. А в перерывах между упражнениями, когда следовало бы отдыхать, мальчик продолжает весело скакать, намеренно падает, забавляя этим всю группу.

«Алекс социально адаптивен. Я не закрылась в квартире, а постоянно выходила с ним. Это и обычные прогулки, посещение специальных занятий, поход по магазинам и сопровождение сестры в школу. Важен любой контакт с окружающим миром. Сейчас он ходит на плавание. А когда мы узнали о проекте «Прыжок в атмосферу», несомненно, решили попробовать и батуты. Ведь физическая активность нашим детям очень нужна», – говорит Алина Пухова.

Автором социальной идеи «Прыжок в атмосферу» является Ирма Гаугаева. Она представила ее на форуме «Машук» и выиграла грант в 300 тысяч рублей. Проект направлен на работу по адаптивной физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

«Батут является ведущим инвентарем в сфере развития моторных навыков и вестибулярного аппарата. Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна эти функции нарушены. А так как у некоторых детей оседлый образ жизни, батут помогает им развиваться физически. Кроме этого, мы находимся здесь в естественной среде, где занимаются и здоровые дети, а значит, присутствует момент социализации», – рассказывает Ирма Гаугаева.

Проект стартовал в ноябре прошлого года с обучения инструкторов по курсу «Адаптивный батут». Занятия начались 1 февраля и продлятся до 1 сентября. За это время «прыжок в атмосферу» смогут совершить 20 детей с ОВЗ. Каждый из них получит возможность заниматься вместе с родителями. Они выступают в роли тьюторов, которые сопровождают детей порой в нелегких для них занятиях.

«Тренер показывает упражнение, а дети должны имитировать. Но есть ученики с недостаточным или с несформировавшимся навыком имитации. Они не могут повторять нужные движения. Тут на помощь приходят родители, которые постоянно рядом, помогут правильно поставить ногу и повторить упражнение», – объясняет специалист.

Помимо участников проекта в батутном парке уже год занимаются около 30 человек с синдромом Дауна и аутизмом. Регулярные прыжки на батутах дают положительные результаты. Так, к примеру, у одного из посетителей парка почти прошел стимминг – повторяющиеся движения.

«У одного из моих учеников был стимминг на вращения, то есть он постоянно вращался для того, чтобы ощутить свое тело в пространстве, у него было нарушено это восприятие. А иногда он и вокализировал – издавал громкие звуки. Для детей это процесс самоуспокоения. Нужно отметить, что в момент занятий все это сразу прекращается потому, что появляются другие цели и нагрузки. А потом мы с родителями стали замечать, что и в жизни таких стиммов у ребенка стало гораздо меньше. Еще есть момент спортивного развития. Ребенок пришел и не умел делать кувырок, а сейчас, несмотря на системные сложности, он делает сальто. Это огромный успех для ребенка, его семьи и, конечно, для нас», – отмечает инструктор по прыжкам.

Кроме того, на занятиях многие дети приобретают важные навыки, такие как «дать пять» правой и левой руками, прыгнуть, оттолкнуться двумя ногами, безбоязненно подниматься и спускаться по лестницам.

«Многие родители жалуются, что ребенок в 4-5 лет, когда все это он уже должен делать, он этого не умеет. Спустя какое-то время занятий на батутах эти навыки детьми приобретаются. И это тоже успех», – говорит Ирма Гаугаева.

Милана 15-Фарниева