15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
17°
(Облачно)
93 %
4 м/с
$ — 00,0000 руб.
€ — 00,0000 руб.
Фиагдонский дзуар не могут поделить
08.11.2013
19:53

В Куртатинском ущелье у святилища Мады Майрамы дзуар прошел очередной этап программы «Наследие Алании», инициатором которой стал молодёжный парламент. Это святилище неоднократно становилось жертвой вандалов: около двух месяцев назад неизвестные выкинули иконы, сломали крест и сбросили в пропасть плиту (датированную 1900 годом) с именами участников реконструкции святилища.
Конфликт, возникший между сторонниками разных версий возникновения и принадлежности храма, до сих пор не решен. Краевед Феликс Киреев в своей лекции участникам экскурсии пояснил, что история святилища берет начало в XI в., когда царица Тамара подарила аланам икону Божьей матери. По его словам, эта икона хранилась здесь более 600 лет, но впоследствии была утеряна при загадочных обстоятельствах. Представители Аланской епархии утверждают, что эта история признана прочной платформой для утверждения, что храм является православным.
Директор госучреждения «Наследие Алании» Людмила Габоева пояснила «15-му Региону», что Мады Майрамы дзуар состоит на учете как церковное святилище и в четвертый раз сброшенная плита должна рассматриваться как преступление.
Однако существует и другая версия происхождения дзуара. Как сообщил активист инициативной группы молодежи по сохранению культурного наследия Осетии Алхаз Кокоев, около двух месяцев назад в администрации Фиагдонского сельского поселения встретились старейшины, священнослужители Аланского монастыря и представители местных властей и госструктур. Старейшины рассказали, что от своих дедов знают это святилище «как святое место носителей осетинской веры», где произносились молитвы по древним осетинским традициям. Факт реставрации в 1900 году православными христианами и появление алтаря они считают недостаточным основанием для признания святого места церковным. Тогда настоятель Аланского монастыря отец Стефан согласился с этими аргументами. Итогом беседы стала просьба вынести иконы из святилища и объяснять пастве, что этот храм не христианский. Однако церковную утварь все же оттуда никто не убрал.
Старейшины и называющие себя «ирон диныл аххаст адам», в свою очередь, считают вандализмом то, что в дзуаре вновь появились православные иконы. «Наш долг уберечь святые места наших предков от тотальной христианизации, ведь никто не вправе отнимать нашу веру», — сказал Алхаз Кокоев.
Элина 15-Сугарова