Из-за плохого состояния дороги фермеры из Моздокского района не привозят продукцию во Владикавказ
30.08.2012
17:32

На прилавках владикавказских рынков уже давно дефицит продукции из Моздокского района. Овощи, фрукты, молочные изделия и многое другое. Это притом, что район славится сельским хозяйством. Однако, на рынках столицы Северной Осетии – традиционно завозная продукция. Главная причина, по словам аграриев из Моздокского района – плохая дорога. В некоторых случаях, чтобы довезти свой товар, фермерам требуется буквально пожертвовать автомобилем. В других – продукты портятся по дороге. Решением проблемы может стать строительство платной дороги по территории Северной Осетии.

У семьи Сильченко небольшой семейный бизнес – с ранней весны и до поздней осени они выращивают овощи. Спрос на такую продукцию есть везде и всегда. Но помидоры – товар капризный, приходится выбирать рынок поближе, иначе продукт испортится.

Василий Сильченко, житель ст. Луковская: “Если во Владикавказ – это 4-5 часов ехать, и пока продукцию эту довезешь, она в готовый томат превратится. Так что, нам легче за 2 часа довезти до Пятигорска, там продукцию реализовать и обратно приехать. И машина будет небитая”.

Вот уже пять лет колхоз «Украина» поставляет на рынок столицы республики молочные и колбасные изделия. Но после каждой такой поездки машина становится на ремонт. В последнее время хозяйство несет и другие материальные убытки. Продукция в пути либо теряет товарный вид, либо вообще не доходит до потребителя.

Марина Шагрова, заведующая молочной фермой колхоза “Украина”: “Доходит даже до того, что сметану, которую мы на розлив продаем, она выплескивается из фляг. Очень большие ямы. Даже наши водители всегда сами так говорят – вот проехали Кабарду, теперь можно ехать спокойно”.

На рынках Владикавказа Моздокские овощи редко встретишь. Впрочем, как и всю местную продукцию. В основном на прилавках помидоры и огурцы из Кабардино-Балкарии. Многие горожане сожалеют, что не могут отведать продукт местного производства.

Моздок с Владикавказом связывают несколько дорог. Самый короткий путь лежит через Ингушетию, но ехать по нему мало кто решается. Говорят – небезопасно. Большинство выбирает дорогу через Кабардино-Балкарию, которая уже более 20 лет не ремонтировалась. Чтобы привести трассу в порядок, необходимо межрегиональное сотрудничество.

Алан Акоев, заместитель руководителя комитета дорожного хозяйства РСО-Алания: «Мы несколько раз просили руководство Кабардино-Балкарии обратить внимание на этот участок дороги, но они говорят, что возможностей пока нет, и вопрос отложен».

Есть еще один путь из Моздока во Владикавказ, через село Хурикау. Это единственная дорога, которая проходит по территории Северной Осетии, но по ней уже давно никто не ездит. А некоторые участки и вовсе смыло селем. Небольшая группа предпринимателей решила восстановить дорогу. При этом проезд от села Хурикау до Старого Батако будет платным. В Парламенте такую идею поддержали.

Станислав Кесаев, первый заместитель Председателя Парламента РСО-Алания: “Конечно, сама идея, она заинтересовала Правительство, даже только потому, что сейчас государственно-частное партнерство всегда одобряется. Тем более, предприниматели пытаются решить проблему, конечно, и со своими коммерческими интересами, но и для населения».

В проекте строительства дороги один из главных пунктов – обеспечение безопасного пути. Для водителей же главным вопросом остается качество самой дороги.

Иса, водитель: “Любой шофер отдаст деньги, а они большими не будут, лишь бы дорога была нормальная”.

Ждут начала строительства дороги «Моздок-Старый Батако» и жители самого села Хурикау.

Ломали Местоев, Глава администрации с. Хурикау: “Наше село находится между столицей республики и Моздоком. И не можем отремонтировать эту дорогу, этот перешеек. А так бы по своей территории ездили бы. Нам не надо было бы ехать через Кабарду, через Ингушетию. Да и если транспорт здесь начнет ходить, рабочие места в селе появятся”.

До начала реализации масштабного проекта строительства дороги «Хурикау-Старый Батако» необходимо определить собственника земель, на которых она будет проложена, чтобы потом отдать их в долгосрочную аренду в частные руки.

Пока властные структуры решают, быть или не быть дороге «Хурикау-Старый Батако», моздокские фермеры продолжают поставлять овощи в соседние регионы. А жители республики вынуждены покупать завозную продукцию.ГТРК «Алания»