В Северной Осетии не комментируют обращение Парламента Ингушетии, в котором «изложен механизм урегулирования осетино-ингушского конфликта». В Парламенте Северной Осетии данное обращение не комментируют, считая его несостоятельным в правовом отношении. По словам вице-спикера Станислава Кесаева, официального документа от Народного собрания Ингушетии в Парламент Северной Осетии пока не поступало.
«Официального документа от Парламента Ингушетии я не получал. Надеюсь не получить, потому что это просто бред, а комментировать бред тяжело. Если увижу этот официальный документ, то, поверьте, у меня хвати аргументов подтвердить мои слова, что это бред. Этот документ по почте к нам не пришел, мы располагаем только тем, что есть в Интернете. Мы пытаемся до них дозвониться, но у них круговая оборона, никто не отвечает. Такое не комментируют, это надо к врачам», — заявил заместитель председателя Парламента Северной Осетии Станислав Кесаев.
Напомним, Народное собрание Ингушетии приняло обращение к Президенту страны, обеим палатам Парламента и руководству ЮФО, в котором содержатся «конкретные предложения высшим должностным лицам страны по урегулированию осетино-ингушского конфликта». В обращении высказывается необходимость «территориальной целостности ингушского народа» и подчеркивается, что руководству страны необходимо определить «механизм передачи Пригородного района и других территорий Ингушетии, незаконно переданных в 1944 году в пользу Северной Осетии, под юрисдикцию Республики Ингушетия». По убеждению ингушских депутатов, «иной альтернативы решению порожденной в эпоху сталинизма проблемы нет».
По мнению североосетинских социологов и экспертов, территориальный вопрос, вновь поднимаемый в обращении депутатов Ингушетии, это безуспешная попытка, которая вместе с тем может привести к обострению осетино-ингушских отношений.
«Втягиваться сейчас в территориальную тяжбу с Северной Осетией, обещать своим соседям «добровольные переселения» и другие прелести — это попытка сделать ныне живущие поколения людей — как осетин, так и ингушей — заложниками ранее совершенных политических ошибок и преступлений. Затея эта опасная, но пустая и несостоятельная», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» социолог, старший научный сотрудник Центра социологических исследований Владикавказского института управления Артур Цуциев.
«Депутаты НС Ингушетии исходят из того, что Пригородный район остается коллективной этнической собственностью ингушского народа, — каким этот район фактически являлся к 1944 году. Но то время и соответствующая характеристика района ушли безвозвратно. За полвека район стал общей родиной осетин, русских и ингушей, и любые претензии по «восстановлению исторической справедливости» с помощью обретения якобы «исконных границ» обещают только новые трагедии», — отметил социолог.
Утверждения депутатов Ингушетии, которые заявляют в своем обращении, что «административные границы между Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия — Алания установлены органами власти Северной Осетии в одностороннем порядке», не соответствуют действительности, убежден Цуциев.
«Это не соответствует действительности. Ныне существующая граница была установлена решениями союзных (СССР) и федеральных (РСФСР) органов власти в 1957 году при восстановлении Чечено-Ингушской АССР и закреплена в соответствующих конституционных актах. Таким образом, ЧИАССР имела ко времени своего упразднения в 1992 году вполне определенные границы, в том числе и с Северной Осетией. Как известно, Республика Ингушетия образована на части территории бывшей ЧИАССР, так что единственной «неустановленной» границей Ингушетии является таковая с Чеченской республикой», — сказал «Кавказскому узлу» эксперт.
По мнению Цуциева, предложенный «механизм урегулирования осетино-ингушского конфликта», предложенный депутатами Ингушетии, является очередной попыткой эскалации напряженности в межнациональных отношениях.
«Это знакомый по 1989-1992 годам стиль шантажа: «или будет по-нашему, или ждите беды», — считает Цуциев. — Тем самым, депутаты НС Ингушетии берут на себя серьезную ответственность за будущие трагедии. Трагедии, подобные событиям 1992 года, которые ничему не научили политическую элиту Ингушетии».
По мнению представителей законодательной власти Ингушетии и экспертов, в процессе урегулирования последствий осетино-ингушского конфликта, необходимо отходить «от авантюр с перекройками границ и территориальных претензий» к гражданским и правовым механизмам реабилитации.
«Другим надо заниматься, а не территориальными перекройками, призывы к которым только мешают самим ингушам вернуться к нормальному соседству со своими осетинскими земляками в Пригородном районе», — отметил социолог Артур Цуциев.