Кому платить за мусор?
19.11.2010
12:23
Кому платить за мусор?

Проблема несанкционированных свалок приобретает в республике все более острый характер. И захламление территорий населенных пунктов, прилегающих к ним территорий, а также участков вдоль дорог, в местах массового отдыха людей на природе становится, увы, рядовым явлением. Только в этом году, по данным Комитета РСО–А по охране окружающей среды и природных ресурсов, в Северной Осетии было ликвидировано более 500 стихийных свалок. И загрязнение окружающей среды приняло масштабы, угрожающие жизни и здоровью как нынешнего, так и будущих поколений. За год в республике образуется 450-500 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Часть их размещается на 4-х полигонах во Владикавказе, в Моздоке, Беслане, в Октябрьском и на санкционированных свалках на окраинах райцентров и крупных населенных пунктов – в Кизляре, Мизуре, Фиагдоне и других. Но значительная часть отходов бесконтрольно вывозится и сваливается на окраинах поселений, на обочинах автодорог, в водоохранных и рекреационных зонах. Есть и такая тревожная цифра: ежегодно в малоземельной республике под свалки твердых бытовых отходов отчуждается около 60 гектаров пригодных для сельского хозяйства земель и примерно столько же выводится из оборота многочисленными стихийными свалками.

Проблема несанкционированных свалок приобретает в республике все более острый характер. И захламление территорий населенных пунктов, прилегающих к ним территорий, а также участков вдоль дорог, в местах массового отдыха людей на природе становится, увы, рядовым явлением. Только в этом году, по данным Комитета РСО–А по охране окружающей среды и природных ресурсов, в Северной Осетии было ликвидировано более 500 стихийных свалок. И загрязнение окружающей среды приняло масштабы, угрожающие жизни и здоровью как нынешнего, так и будущих поколений. За год в республике образуется 450-500 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Часть их размещается на 4-х полигонах во Владикавказе, в Моздоке, Беслане, в Октябрьском и на санкционированных свалках на окраинах райцентров и крупных населенных пунктов – в Кизляре, Мизуре, Фиагдоне и других. Но значительная часть отходов бесконтрольно вывозится и сваливается на окраинах поселений, на обочинах автодорог, в водоохранных и рекреационных зонах. Есть и такая тревожная цифра: ежегодно в малоземельной республике под свалки твердых бытовых отходов отчуждается около 60 гектаров пригодных для сельского хозяйства земель и примерно столько же выводится из оборота многочисленными стихийными свалками.
Причем проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ежегодно объем бытовых отходов увеличивается в среднем на 5 процентов, усложняется их состав увеличением экологически опасных веществ, содержащих возбудителей таких опасных болезней, как туберкулез, бруцеллез, сибирская язва и других. При такой тенденции применяемые в республике методы утилизации твердых бытовых отходов путем складирования давно изжили себя и сегодня просто недопустимы. По мнению специалистов-экологов только правильная организация удаления твердых бытовых отходов из населенных пунктов, основанная на современных технологиях и имеющемся мировом и российском опыте, может предотвратить непредсказуемые последствия.
На деле все эксплуатируемые в республике 14 полигонов и свалок не обустроены в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, не имеют проектных документов, земельных отводов для размещения отходов, здесь не налажены система сбора и очистки сточных вод и фильтрата, мониторинг влияния полигонов и свалок на почву, поверхностные и подземные воды, не налажены дезинфекция и мытье спецтранспорта, охрана объектов.
С чем связано такое положение? Отчасти с неудовлетворительным выполнением принимаемых республиканских программ в области обращения с отходами. Вот и текущая программа на 2008–2012 годы намечала выделить на строительство полигонов твердых бытовых отходов и организацию раздельного сбора и вывоза отходов в населенных пунктах из республиканского бюджета 25 миллионов рублей, в том числе в 2009 году – 3 миллиона рублей и в этом – 5 миллионов рублей. Но фактически эти нужды не получили никакой финансовой подпитки.
Недавно комиссия парламента республики из числа депутатов-членов комитетов по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительной политике выявила, что по причине отсутствия необходимых средств, специальной техники и оборудования органы местного самоуправления не в состоянии должным образом решить проблемы сбора, переработки и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами. Вся работа сводится к сбору бытовых отходов и вывозу их на свалки. Кроме г. Владикавказа, ни в одном из районов не организована сортировка бытовых отходов. А что касается переработки отходов, то этой проблемой у нас вообще не занимаются.
Давно уже не секрет, что на предприятиях, занимающихся обработкой твердых бытовых отходов, крайне недостает техники и оборудования. Так, коммунальщики относительно благополучного Владикавказа сетуют на нехватку 25 единиц автотранспорта, 500 контейнеров и 150 бункеров. Еще хуже обстоят дела с техническим обеспечением в районах и населенных пунктах, особенно в горных. Так, в поселке Мизур, где сбором и вывозом бытового мусора занимается местная контора ЖКХ, в наличии лишь 2 автомашины, давно подлежащие списанию, а в поселке Фиагдон, где свалка расположена более чем в 7 километрах от поселка, имеется один трактор с прицепом. И уж совсем тревожная картина в селах, где под свалки используют выработанные карьеры, бывшие силосные траншеи, лощины на окраинах.
Недавно «СО» писала о несанкционированной свалке в станице Архонской, расположенной у самой автодороги, ведущей в Дзуарикау. Там скопились тысячи тонн бытовых отходов. После вмешательства руководства республики был создан и несколько дней действует экологический пост, который уже оштрафовал нарушителей на 24 тысячи рублей.
Все эти факты приводились на совместном заседании комитетов по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам; по вопросам ЖКХ и строительной политике парламента, в котором приняли участие и первые заместители председателей парламента и правительства республики Станислав Кесаев и Олег Калаев, руководители заинтересованных министерств и ведомств.
По мнению председателя комитета РСО–А по охране окружающей среды и природных ресурсов Таймураза Мильдзихова и других участников состоявшегося разговора, одними штрафами коренного перелома ситуации не добиться. В этой связи, как считает руководитель Управления Росприроднадзора по РСО–А Виталий Кокоев, необходимо освободить от налогов тех, кто налаживает переработку мусора, ведь в нем содержится ценное сырье для выработки бумаги, пластмасс, стекла, тканей и других материалов.
Заведующий кафедрой экологии СКГМИ профессор Иван Алборов предложил наладить сбор и отправку для последующего уничтожения медицинские отходы на те предприятия Северного Кавказа, где созданы для этого соответствующие условия. Он же считает, что, увеличив налоговую нагрузку на наиболее «отходообразующие» организации, можно добиться сокращения выработки ими мусора. Предложил и вариант утилизации трубчатых ртутьсодержащих ламп на заводе «Победит», затратив на это небольшие средства. А что касается поднятой проблемы «Электроцинка», то заметил, что решить ее только силами завода и республики нереально. Около 100 лет работает это предприятие, которое в годы Великой Отечественной войны давало фронту 70 процентов свинца. И внесло неоценимый вклад в победу страны над врагом. Поэтому экологическая ситуация на «Электроцинке» должна стать предметом рассмотрения на федеральном уровне. Возможно, завод, поскольку в Осетии сегодня нет сырьевой базы, необходимо эвакуировать. Но эту задачу можно решить лишь в масштабах государства. И надо просить об этом федеральные власти.
По выводу, сделанному первым заместителем председателя Правительства РСО–А Олегом Калаевым, вопрос утилизации бытовых отходов нельзя сводить только к финансовой составляющей. Он гораздо шире и социально значимее. Поскольку включает в себя и организационные мероприятия, и воспитательную работу с населением, и его экологическое и санитарное просвещение, и систему наказания за неряшливость. А финансирование – это вторая часть вопроса и подразумевает она, в первую очередь, инвестиции в переработку мусора.
– Если так пойдет дело дальше, – отметил первый заместитель председателя парламента Станислав Кесаев, имея в виду отсутствие согласованных действий и позиций заинтересованных ведомств, – то положительных результатов ждать не стоит. Есть люди, которые готовы вложить деньги в развитие переработки мусора во Владикавказе. Но для этого нужна поддержка городских властей. И пора перестать ставить все с ног на голову. Во всем мире платят населению за сданный мусор. А у нас наоборот – население платит.

Участники совместного заседания приняли решение, в котором наметили меры по наведению порядка в выполнении закона РСО–А «Об отходах производства и потребления» в сфере сбора, транспортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов. Судя по этим решениям, работа в данном направлении принимает целенаправленный характер и системность. А значит, имеет больше шансов на успех.

«Северная Осетия»

15-Й РЕГИОН