Моздокское автопредприятие: курс на выживание
25.03.2011
15:18

Существует расхожее мнение: трудности множат силы коллектива, и он добивается таких показателей в работе, каких не добивался никогда раньше. В условиях рыночной экономики это редкость, но примеры все же есть. В Моздоке это единственная в районе государственная организация — ГУП «Пассажирское автотранспортное предприятие». Об этом, проблемах и попытках их решения — беседа с директором автопредприятия С. Валиевым.

— Сергей Георгиевич, в отделе эксплуатации мне дали удивительную по нынешним временам цифру: из 25 автобусов ежедневно на линию выходят 16–18 единиц, иногда 20. Если учесть, что водителей не хватает и два автобуса из-за этого простаивают, то результат еще более впечатляет.
— Да, действительно, даже в советские, благополучные для нашего предприятия времена столь высокий коэффициент выпуска автобусов на линию был не всегда. А сегодня тем более это можно назвать высоким результатом, особенно при непомерно высоких ценах на запчасти и резину. Думаю, это заслуга прежде всего водителей. Среди них есть профессионалы с 20–25-летним стажем работы — Виктор Киселев, Владимир Дауров, Александр Анфиногенов, Ибрагим Балхаев. Они обслуживают маршруты на Нальчик, Ставрополь, Владикавказ, Нефтекумск, поселок Притеречный, села Предгорное и Малгобек. Чтобы подготовить автобус к выходу на маршрут, приходят на работу в 4.30, тогда как у частника рабочий день начинается не раньше 6–7.
— Да, о равноправии представителей предприятий разных форм собственности говорить не приходится.
— Конечно, нет. Вот, к примеру, частники практически установили монополию на популярный маршрут «Моздок — Владикавказ», а госпредприятие с этим смирилось. С каждым годом условия труда коллектива нашего предприятия становятся хуже, с 2006-го по 2010-й количество автобусов в гараже сократилось вдвое, да и у тех, что еще на линии, срок эксплуатации вот-вот закончится. Велика вероятность, что эта тенденция будет продолжаться.
— Недавно один из автобусов вашего предприятия попал в снежный плен…
— Это был рейсовый «ПАЗ», возвращавшийся из Нефтекумска. На повороте в районе села Привольное автобус забуксовал на обледенелой трассе. Прибывшие на место сотрудники МЧС и местной милиции отправили пассажиров в Моздок на попутном транспорте, а сами попытались вытащить наш «пазик» более мощным «ЗИЛом-151», но тщетно. Только спустя три дня, когда погода немного установилась, работники автопредприятия, вооруженные лопатами, самостоятельно высвободили автобус, почти полностью занесенный снегом, и доставили его «домой».
— То есть и здесь надежда только на самих себя.
— Да, несмотря ни на что, коллектив — сила. Хотя сегодня это мало кто ценит. Наше предприятие за долги отключено от газоснабжения, и, чтобы утром подготовить автобусы к выходу на линию, ночью греем воду на огне, разведенном дровами.
— А что, предприятие много задолжало?
— На сегодняшний день пять миллионов рублей, из них два миллиона — по зарплате. Отношение к нашему коллективу такое: да, люди работают в холоде, но пока, слава богу, не голодают. Счет предприятия арестован, однако и у нас есть должники. Например, Министерство труда и социального развития республики задолжало предприятию около миллиона рублей — за перевозку пассажиров льготной категории. Однако не так давно министр промышленности, транспорта и энергетики республики Алан Джибилов заверил руководителей автотранспортных предприятий, что Минтруда в ближайшей перспективе возместит задолженность перед ведомством. Но и сами мы не занимаем выжидательную позицию. Административное здание предприятия находится на центральной улице Моздока, неподалеку от железнодорожного вокзала и рынка. Столь вместительное здание нам сегодня ни к чему, поэтому попытаемся найти покупателя или арендатора, чтобы расплатиться по накопившимся долгам по заработной плате, погасить задолженность за электроэнергию и газ. Другого выхода в создавшейся ситуации просто нет. Желающие приобрести здание есть, но не сходимся в цене. Ведь с учетом того, что в 2013 году Моздок будет отмечать свое 250-летие, это может быть особенно выгодным приобретением.
— То есть эта предполагаемая сделка — единственный шанс сохранить предприятие со слаженным, трудоспособным коллективом, в котором нуждается население района?
— Выходит, так.«Северная Осетия»