15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
63 %
3 м/с
Общественники подняли вопрос распределения пожертвований, оставляемых в святилищах
28.11.2016
15:55

В Северной Осетии назрела необходимость решить, кто и на каком основании должен распоряжаться пожертвованиями, оставляемыми в святилищах. Такое мнение высказали представители общественных организаций и госструктур в ходе круглого стола, который прошел в институте управления во Владикавказе. По словам представителя религиозной организации "Уаллаг Ир" Ростислава Кайтукова, «раньше для этого и закон не нужен был, так как решалось все по совести».

Кандидат филологических наук, завотделом фольклора и литературы СОИГСИ Федар Таказов сразу пресек возможность передачи полномочий по ведению вопросов святилищ государству, «ведь после этого на них можно будет поставить крест». Таказов отметил, что целесообразнее будет обязать религиозные организации. С ним не согласился Ростислав Кайтуков, по мнению которого, распоряжаться пожертвованиями могут только дзуары лæгтæ. Он также привел пример того, как в святилищах Алагирского района мысайнæгтæ «прибрала к рукам местная администрация». 

Довольно эмоционально по проблемам вокруг святилищ в Алагирском районе высказался и депутат парламента Сослан Козаев. По его данным, в день Хетага собирается более 4 млн рублей пожертвований. «И потом мне жители Алагирского района говорят, что дзуары лæг, не работая нигде, меняет свои машины. Мне стыдно, что сейчас приходится такое обсуждать. И почему никто на это не реагирует?», – возмущался депутат.

Молодой журналист Аслан Касаев, в свою очередь, высказал мнение о том, что в республике необходимо провести ревизию книг по осетинским традициям, так как они в большинстве случаев противоречат друг другу и могут передавать искаженную информацию молодому поколению. «У нас довольно часто неправильную информацию могут дать и сами старшие. Сам был свидетелем, когда за поминальным столом старший заставлял младшего выпить, называя это основой ирон æгъдау», – сказал преподаватель кафедры конституционного права ВИУ Тамерлан Цгоев.

В продолжение темы представитель «Уæллаг Ир» Ростислав Кайтуков добавил, что во дворах Владикавказа подчас некого бывает посадить за старшего. «И дело даже не в этом, младшие очень хотят знать традиции, но не бывает старших, кто им может про них рассказать. Поэтому нужны некие центры традиционной осетинской веры, ведь много молодежи уходит от веры предков, а она же у нас уникальная», – отметил он.

По мнению собравшихся, с 2015 года ситуация вокруг осетинского æгъдау изменилась в лучшую сторону благодаря усилиям руководства республики. Как отметил Тамерлан Цгоев, в республике до этого времени не выстраивался диалог между конфессиями, что является основой профилактики религиозного экстремизма. 

В свою очередь, Ростислав Кайтуков отметил, что надежда на сохранность традиций появилась при нынешнем главе республики Вячеславе Битарове. «Мы никогда не относились враждебно к каким-либо народу или конфессии, но не стоит забывать о своих корнях, надо укреплять сейчас свою веру», – уверен Кайтуков.

Тамерлан Цгоев также напомнил о том, что традиционное верование осетин является одной из древнейших монотеистических религий, которое уходит корнями в прошлое арийских народов. «Вера, æгъдау сохранилась в целостной форме на базе осетинского народа, и это уникальный случай для религиоведения как науки и для социума как явления», – отметил Цгоев.

Он рассказал также, что по данным министерства по делам национальностей, приверженцев традиционной осетинской веры в республике около четверти населения. Однако участники мероприятия поставили под сомнение официальную статистику, отметив, что даже представители других религий, проживающих в Северной Осетии, отмечают осетинские праздники и проводят похороны по местным обычаям.

Лена 15-Цагараева