15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
13°
(Ясно)
100 %
2 м/с
$ — 00,0000 руб.
€ — 00,0000 руб.
“Общий интерес на Южном Кавказе – неприменение силы”
15.04.2010
18:56

12-13 апреля в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция «Новый взгляд на отношения Европейского Союза и России».
В ее работе приняли участие парламентарии, представители Администрации Президента России, дипломаты, депутаты Европарламента, представители Евросоюза, крупные научно-политические центры Франции, Великобритании, Германии и ряда других европейских стран.
Член Совета Федерации от Республики Северная Осетия-Алания, доктор политических наук Александр Дзасохов выступил с докладом на тему «Россия-Евросоюз: есть ли общие интересы на Южном Кавказе (Закавказье)»
Касаясь, в частности, проблемы Южной Осетии, он сказал:
«Ситуация на Южном Кавказе после развязывания в августе 2008 года режимом Саакашвили войны против Южной Осетии остается напряженной. Существует опасность обострения обстановки из-за непредсказуемых действий нынешних властей Грузии. Снизить опасность рецидива новой военной авантюры можно только путем повышения контроля над поставками в Тбилиси вооружений и военной техники. Поэтому требуется введение международного эмбарго на поставки в эту страну вооружений, особенно наступательных. Должны заработать международные договоренности, запрещающие снабжение оружием в дестабилизирующих целях. По данным Стокгольмского института стратегических исследований (SIPRI), как минимум пять государств – членов ЕС поставляют оружие в эту страну.
Другой острый и актуальный вопрос – это необходимость подписания между Грузией и Южной Осетией, а также между Грузией и Абхазией соглашений о неприменении силы. Грузинские политики утверждают, что Тбилиси дал такого рода гарантии в документах 2008 года, выработанных при посредничестве президента Франции Николя Саркози. Но это не так. Ведь соглашения не были подписаны сторонами, поэтому носят необязывающий характер. Саакашвили к тому же толкует эти соглашения в собственном духе.
Но выход из этого положения существует. Если двусторонние соглашения сегодня невозможны, то все три стороны: Тбилиси, Сухум и Цхинвал, могли бы подготовить односторонние национальные документы по неприменению силы. В ходе январского раунда дискуссий в Женеве, посвященных урегулированию конфликта, которые приобрели регулярный характер (уже состоялось десять раундов), российская сторона предложила нестандартные варианты международно-юридического оформления договоренностей о неприменении силы. Если грузинское руководство не готово подписаться под соглашением о неприменении силы вместе с Абхазией и Южной Осетией, то можно было бы подумать о принятии всеми тремя государствами односторонних обязательств на этот счет, например, в форме писем, адресованных председателю Совета Безопасности ООН.
Сегодня в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, работает мониторинговая миссия Европейского Союза. Положение там остается сложным. Грузинские войска и полицейские формирования концентрируются в этих зонах, создаются полевые лагеря, подтягивается тяжелое вооружение, не прекращаются разведывательные полеты над территорией Южной Осетии и Абхазии.
После признания независимости Южной Осетии и Абхазии, которое для России является окончательным и безотзывным, Россия взяла на себя обязательство по обеспечению безопасности граждан Южной Осетии и Абхазии. Это обязательство доведено до сведения международного сообщества, юридически оформлено и будет в полной мере соблюдаться.
Отмечу, что мониторинговый мандат Европейского Союза, согласно документам, подписанным Медведевым и Саркози, предусматривает и осуществление мониторинговых мероприятий на сопредельных с зоной конфликта территориях Грузии, а не на внутренних территориях Абхазии и Южной Осетии. Поэтому требования о проведении международного наблюдения в таком формате противоречат духу договоренностей Медведева и Саркози.
Конечно, нельзя сказать, что на Женевских консультациях уже достигнуто многое. Но очень важен сам факт таких регулярных консультаций. Именно в Женеве обсуждаются многие гуманитарные вопросы, касающиеся возвращения беженцев, вопросы безопасности. Россия выступает за то, чтобы площадка дискуссий в Женеве продолжала существовать. Сторонам, особенно Тбилиси, предстоит проявить волю для достижения прочных договоренностей. Но в любом случае лишаться возможности регулярного, порой острого, но все-таки реального обсуждения, не следует.
Выделение в качестве отдельного вопроса повестки дня конференции в Брюсселе обсуждения общих интересов России и Европейского Союза на Южном Кавказе крайне актуально. Замечу, что в долгосрочном плане потенциал и возможности сотрудничества между РФ и ЕС в этом регионе огромный. Мы имеем хорошие перспективы в том, что касается развития транспортной инфраструктуры, можем далеко продвинуться в вопросах устойчивого развития горных территорий, проектах курортно-рекреационного характера, в развитии энергетики, прежде всего гидроэнергетики. Однако путь к раскрытию всех этих возможностей лежит через обеспечение стабильности на Кавказе. Необходимо последовательное урегулирование существующих здесь постконфликтных ситуаций».

В своем докладе Александр Дзасохов изложил взгляд нашей страны на многие геополитические, экономические и другие проблемы Южного Кавказа. Он высказал конкретные предложения, направленные на осуществление совместных российско-европейских проектов на российском Кавказе и государствах Закавказья.«Северная Осетия»