Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в республике, осуществляемые в настоящее время органами местного самоуправления, будут централизованы и переданы на региональный уровень. Соответствующий законопроект депутатам парламента республики представил министр промышленности и транспорта Северной Осетии Хайдарбек Бутов. По его словам, закон будет действовать на срок полномочий парламента действующего созыва.
«Министерством будет осуществляться формирование маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных перевозок, выполнение роли заказчика перевозок, сообщение функций главного распорядителя средств республиканского бюджета и предоставление субсидий в сфере транспорта», – пояснил Бутов.
Принятие законопроекта, по его словам, потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета. Он пояснил, что нынешнего штата в 30 человек будет не достаточно, а для «эффективности проводимой работы министерству необходимо ввести в штат еще 7 единиц». На зарплату и материально-техническое обеспечение новых сотрудников потребуется 3 млн рублей.
Законопроект вызвал у парламентариев неоднозначную реакцию. Обсуждение документа переросло в дискуссию. Депутаты задавались вопросом, зачем принимать закон на такой короткий срок, так как за это время он вряд ли сможет кардинально поменять ситуацию.
«Предлагаем не принимать этот законопроект. За 9 месяцев что исправит министерство?» – спросила председателя парламента Алексея Мачнева «патриот» Светлана Доева.
«Внутри городов, районов тоже вы будете разрабатывать маршруты? То есть вы лучше муниципалитетов знаете, где как нужно двигаться…», – обратился к министру Мачнев.
Все главы районов, как отметил министр, были проинформированы о планируемых изменениях в законе. Все, кроме моздокчан, законопроект поддержали. Объяснила позицию района его глава Лариса Селиванова.
«У нас 133 индивидуальных предпринимателя, и они нам собрали 479 тысяч рублей в бюджет. Второе, что меня беспокоит, мы ездим по поселениям и встречаемся с гражданами. Очень часто какая-то категория граждан просит оперативно отреагировать на их пожелания перенести время маршрута. Как это будет осуществляться, если полномочия будут переданы сюда?», – сказала Селиванова.
Поддержал главу района и председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству Сослан Андиев. Он предложил ко второму чтению подготовить поправки отдельно для Моздока.
«Правительство делает революционный шаг в целях централизации этого сложного хозяйства. Речь идет о легализации всех маршрутов. Только в комитете транспорта было легализовано 440 маршрутов, а на линии в городе выходят более полутора тысяч маршруток, которые в бюджет города не приносят ни одной копейки. Считаю, что с учетом мнения Моздокского района надо принять закон в первом чтении», – сказал Андиев.
Первый вице-спикер парламента Станислав Кесаев, в свою очередь, отметил, что «централизация – не всегда хорошо». Он уверен, что речь идет только о том, кому передать «бригадиров, которые курируют эту вещь».
«Я понимаю, что вряд ли вызову аплодисменты со стороны правительства, но в таком виде законопроект принимать нельзя, поскольку это не есть естественно, кому-то решать из центра, какие перевозки осуществлять в том или ином муниципальном образовании. Большинство из нас проголосует за первое чтение, а в промежутках между первым и вторым чтением я лично направлю запрос в антикоррупционную комиссию на предмет его коррупциогенности», – сказал Кесаев.
В поддержку законопроекта выступил премьер Таймураз Тускаев. Он заверил, что закинициатива направлена на то, чтобы навести порядок в организации перевозок, добавив, что утверждение маршрутов в районах будет происходить только с учетом мнения граждан, проживающих в этих районах.
Несмотря на разногласия, законопроект был принят в первом чтении, набрав ровно 36 необходимых голосов «за».
Наталья 15-Цховребова,
фото: Константин 15-Фарниев