15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
93 %
3 м/с
$ — 92.5058 руб.
€ — 98.9118 руб.
Регионы Северного Кавказа получат субсидии из федерального бюджета на формирование безбарьерной школьной среды
25.02.2013
10:07

Семь субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, получат субсидии из федерального бюджета для реализации программных мероприятий, нацеленных на формирование безбарьерной школьной среды, заявил директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев на совещании во Владикавказе.

Формирование безбарьерной школьной среды является одним из ключевых направлений проведения социальной политики в регионах,считает Григорий Лекарев. По его словам, речь идет о том, чтобы создать сеть базовых школ, которые не только будут оборудованы пандусами и лифтами, но и учебный процесс в которых будет отвечать потребностям детей-инвалидов.

«При создании доступности в школьных учреждениях, где по-настоящему формируется толерантное отношение между учениками, следует обращать внимание не только на устранение физических и информационных барьеров, а нужно подумать о том, как создать и правильно приспособить сам учебный процесс», — отметил Григорий Лекарев.

По его словам, в этой связи становится актуальной подготовка педагогов, ведь они не всегда готовы к тому, чтобы принимать учеников-инвалидов в классе. «С учетом многих обстоятельств вывод очевиден – для создания безбарьерной школьной среды нужен только комплексный подход», — подчеркнул он.

Если в 2011 году 300 школ в 35 российских регионах были приспособлены для посещения учащихся с ограниченными физическими возможностями, то в 2012 году до 57 возросло число регионов-участников, и количество школ составило 450 (5,5% от общего количества общеобразовательных учреждений).

Все семь субъектов Северного Кавказа вошли в эту программу, и в 2013 году запланировано выделение субсидий на ее реализацию. Так, в Дагестан планируется направить 1,3 млн рублей, в Ингушетию – 3,7 млн рублей, в Кабардино-Балкарию – 12,9 млн рублей, в Карачаево-Черкесию — 6,5 млн рублей, в Северную Осетию – 2,6 млн рублей, в Чечню – 13,2 млн рублей, и 12,3 млн рублей — в Ставропольский край. Финансирование будет идти по линии Министерства образования и науки России.

Сотрудник министерства рассказал о предстоящей программе по обучению сурдопереводчиков – для их подготовки существуют два краткосрочных цикла и один долгосрочный, и это направление, по его словам, является еще одним этапом дальнейшего взаимодействия с регионами Северного Кавказа.

«Разработан закон о статусе русского жестового языка, прописан порядок предоставления услуг по сурдопереводу, и это будет хорошим подспорьем для субъектов, которые активно участвуют в программе», — заключил Лекарев.

Согласно планам, к началу 2016 года каждая школа в России должна быть приспособлена в техническом, организационном и учебно-методическом аспекте для обучения детей-инвалидов.

Средняя школа №43, расположенная в столице Северной Осетии, стала первым и пока единственным учебным заведением в республике с инклюзивным образованием, уже третий год здесь учатся около сорока детей с ограниченными физическими возможностями. На средства городской власти в школе был проведен ремонт, появились специализированные классы, санузлы, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и кабинет лечебной физической культуры. В прошлом году модель инклюзивного образования была внедрена в детском садике №88 Владикавказа.

По программе создания безбарьерной школьной среды планируется в течение трех лет открыть четыре базовые школы и четыре детских сада. При их размещении будет использован принцип шаговой доступности, и в основе этого подхода — точные данные о том, сколько и в каких районах города проживают детей-инвалидов. Всего в городе около 700 детей с ограниченными возможностями.

В Северной Осетии на первоначальном этапе внедрения инклюзивного образования оптимальным выглядит вариант создания экспериментальной площадки в одной из школ Владикавказа, заявил в декабре 2010 года руководитель общественной организации «Независимая жизнь» Сергей Саутин. Он высказывался и за важность формирования цепи «детский сад — школа», исходя из того, что у всех детей должны быть равные стартовые возможности. «Уже в детском саду ребенок-инвалид сможет почувствовать поддержку и дружбу со стороны сверстников, и в рамках такого метода дети смогут лучше понимать и воспринимать друг друга. Если эти отношения перейдут на уровень школы, то уже в будущем молодые инвалиды получат эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью», — уверен Саутин.«Кавказский узел»