15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-7°
(Облачно)
92 %
4 м/с
Русский академический готовится к премьере “Полоумного Журдена”
16.03.2011
17:38

Классика – потому и классика, что она – на все времена. А еще – потому, что многоцветно сверкающих граней у алмазов нестареющих, классических сюжетов не счесть. Колкая сатира на «быт и нравы» галантной эпохи «Короля-Солнца» Людовика XIV-го, обряженная в пестрое шутовское трико веселой буффонады – такой вошла в золотой фонд мировой драматургии комедия великого француза Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». А почти три столетия спустя, подарив вторую жизнь ее героям в «Полоумном Журдене» – своем блистательном «ремейке» этой комедии, – великий русский писатель XX века Михаил Булгаков обыграл ее сюжет уже совершенно по-новому. «Полоумный Журден» – это, прежде всего, пьеса о чуде, имя которому – Театр. О том, как рождается на театральных подмостках спектакль. И – о светлом и трудном, горьком и возвышающем творческом кресте тех, кто служит Мельпомене…
На сцене владикавказского Русского театра, с «биографией» которого неразрывно сплетена булгаковская биография, эта пьеса в свое время тоже шла – с аншлагами, при переполненном зале. И в юбилейном, 140-м своем сезоне театр решил обратиться к ней вновь. Премьеру «Полоумного Журдена» наметили здесь на 26 марта – накануне Международного дня театра. И работа над этим спектаклем, ставить который был приглашен руководством этого «очага культуры» во Владикавказ из Минска давний друг нашей республики, известный на «постсоветском» театральном пространстве мэтр режиссуры, худрук Государственного молодежного театра Белоруссии Модест Абрамов, сейчас идет в Русском театре полным ходом. «Вкусная» и азартная.
… – Так, еще раз репетируем «вынос тела»! – командует актерам Модест Модестович – сухощавый, седой, порывистый и быстрый в движениях. На сцене он – вихрь, торнадо. Глаза по-юношески жарко блестят за стеклами очков, руки увлеченно и темпераментно жестикулируют, «дирижируя» клокочущим на подмостках творческим процессом. – Маша, готова?
«Тело» – отчаянно брыкающийся сверток, «упакованный» с головой в покрывало, который после «распаковывания» оказывается актрисой Марией Федорович (она играет в спектакле Люсиль, дочь господина Журдена) – выносят из-за кулис под аккомпанемент томно-таинственной восточной музыки. Идет репетиция кульминационного эпизода пьесы: господин Журден – актер Антон Морозов – в поте лица уговаривает неуступчивую дочку не ломаться и по-хорошему отдать руку и сердце сватающемуся к ней «турецкому принцу» (коим, как все мы помним еще со школьной парты, на самом деле оказывается переодетый Клеонт – нареченный Люсиль). Со смаком морочит голову Журдену «турок-переводчик» – пройдоха Ковьель, слуга Клеонта (актер Роберт Кисиев). А когда на сцену разъяренным ураганом в пестрой юбке врывается полная решимости грудью встать на защиту дочки госпожа Журден (народный артист Северной Осетии Юрий Хафизов), эта высекающая из глаз слезы безудержного смеха неразбериха достигает апогея.
– Вот. Самый главный ужас, – обреченно и мрачно рекомендует «турецким послам» фурию— «супругу» Антон Морозов. – Да ниспошлет тебе небо мудрость льва, старая змея… Не порть мне отношения с Турцией!..
– «Полоумный Журден» – уже четвертая моя постановка здесь, на этой сцене. Это немножко другой жанр, немножко другая эстетика по сравнению с тем, чем я обычно занимаюсь как режиссер. Но просто я очень люблю и Мольера, и Булгакова. И очень люблю труппу владикавказского Русского театра – и всегда с удовольствием работаю с ее артистами, – поделился, улыбаясь, с корреспондентом «СО» Модест Абрамов (в перечне чьих регалий, напомним – и почетное звание народного артиста Северной Осетии), когда в репетиции был объявлен перерыв. – Понимаете, в чем еще тут дело: эта пьеса была создана Булгаковым тогда, когда ему запретили писать для театра. А не писать он не мог. Не мог жить без творчества – как не может живой человек не дышать… И тогда он взял Мольера – и через Мольера опять прорвался к зрителю… А эта тема – когда, вопреки всему, через препоны человек прорывается – для меня всегда была на сцене очень важной.
И у меня – свое решение этого спектакля. Особенно его финала – как раз и выстроенное, исходя из биографии Булгакова и биографии Мольера. Мне очень хотелось, чтобы зритель увидел эту подноготную: что на самом деле стоит за профессией актера. Потому что весь этот бурлеск, веселый фарс, вся эта, казалось бы, настолько легкая и беззаботная профессия, – все это дается такой кровью… И наш спектакль – это, с одной стороны, похвала актеру. Такая притча об Актере, притча о Театре… А с другой стороны, – это рассказ о той цене, которую платит актер, выплескиваясь на сцене и творя на ней эту легкость. А подчас – и умирая на ней…
В «Полоумном Журдене» задействована практически вся труппа Русского театра. А в главных ролях заняты прекрасные совершенно артисты: Антон Морозов, Николай Поляков, Юра Хафизов, Наташа Серегина, Роман Беляев, Владимир Карпов, очень интересная молодежь – Роберт Кисиев, Маша Федорович, Алена Бондаренко… Работаем – а что в итоге у нас получится, посмотрим. Но очень хочется, чтобы эта наша работа стала гимном Артисту – и гимном Театру…«Северная Осетия»