Североосетинский зритель оценил хореографическую постановку театра имени Евгения Вахтангова «Анна Каренина». Накануне спектакль представили на сцене Осетинского театра. Два с половиной часа бессмертное произведение Толстого в актерской пластике и без единой фразы. Театралы поняли, приняли и восхитились. Исполнение классического произведения в экспериментальной форме публика назвала безупречным.
За два с половиной часа артисты не сказали ни слова, но зрителям они, кажется, и не были нужны. Лишь первые несколько минут публика недоумевала: как «Анна Каренина», как Толстой и без всем известного «О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое». Евгений Князев, который играет роль Каренина, сам вначале не совсем понимал, как, и даже готов был отказаться от роли. Но первая встреча с режиссером все изменила.
«Это достаточно авантюрно, вообще. Доверие к режиссеру и к этой затее, что можно рассказать этот блистательный роман, где слово является главным действующим лицом и переложить это на язык пластики, казалось нереальным»? – говорит Князев.
И если Каренин Князева практически статичен, монументален и, между тем, наполнен и обладает магнетическим взглядом, его супруга Анна на контрасте – подвижна, пластична и легка, эмоциональна и чувственна. Это первая роль Ольги Лерман в Вахтанговском театре.
«Моя первая роль большая без слов. Это для меня большой опыт. Я училась в академическом вузе театральном. Я училась говорить. Я училась танцевать до театрального вуза, но больше направлена на текст», – рассказала актриса.
Во время спектакля зритель погружается в мир танца, пластики, в котором актеры настолько убедительны, что появляется сомнение, а нужны ли слова, чтобы сказать о главном, а нужно ли кричать, чтобы быть услышанным. Трудно поверить, что почти все актеры, занятые в спектакле, не имеют хореографической базы. Все начиналось с азов.
«Для меня это неожиданность, я абсолютно не танцующий актер. Не буду скромничать – огромная воля и желание участвовать в этой красивой, стильной, эстетично наполненной постановке», – сказал приглашенный артист театра имени Евгения Вахтангова Дмитрий Яндальцев.
Каждая эмоция отдается невидимой вибрацией в зале. Режиссер Анжелика Холина знала, на что шла. Говорит, слова порой не так точны, порой готовы солгать интонации. Танцевать может каждый, но не каждый знает об этом, уверена режиссер: «Слова, они передают спектаклю некий быт. А здесь сливается музыка, дух человека, артиста. Эти образы, им, мне кажется, легче и интереснее играть. Именно в таком жанре любое произведение можно положить на этот язык, на танец. Просто надо это знать и чувствовать».
Эксперимент не поняли единицы, человек 15 покинули зал на первых минутах спектакля. Те, кто остались, признались в любви всей труппе, и даже открыли Толстого заново.
«Оригинально. Мы даже не ожидали, что это будет вот так. Все ждут, что актер выйдет на сцену, заговорит, запоет, но чтоб затанцевали – это уже интересно», – признается зритель Валентина Дудаева.
Красивая, стильная, лаконичная – так говорят о постановке Холиной критики. В оформлении музыки Альфреда Шнидке спектакль врезается в память. Вахтанговцы справились великолепно. Владикавказская публика, удивленная и покоренная, отблагодарила щедрыми овациями.
Театральный праздник во Владикавказе продлится до 12 сентября. В программе лучшие спектакли из репертуара Московского Вахтанговского театра. Показы проходят на сценах Академического русского и Осетинского театров.
ГТРК «Алания»