15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Облачно)
87 %
2 м/с
В МХТ им. А.П. Чехова состоялась долгожданная премьера спектакля Марата Гацалова
02.10.2013
11:41

На Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова состоялась премьера спектакля молодого, но уже трижды «золотомасочного» режиссёра Марата Гацалова «Сказка о том, что мы можем, а чего нет». Уже сейчас постановка обещает стать одной из самых обсуждаемых премьер сезона. Одну из ролей в спектакле исполнил другой наш талантливый соотечественник Константин Гацалов.

Неосуществленный сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова, превращенный драматургом Михаилом Дурненковым в пьесу, заворожил режиссера Марата Гацалова и сюжетом, и сложностью для реализации на сцене.

Это сказка особого свойства. Действо разворачивается в отделении полиции, не в добрый час решившем «призвать к порядку» хозяйку странного дома — якобы незарегистрированного ночного ресторана. А хозяйка возьми да окажись молодой и красивой «ведьмой». И что с ведьмой делать? Правильно, начинать охоту.
«Сказка» — спектакль в четырех комнатах. На малой сцене Художественного театра выстроен фанерный каркас, разделенный на четыре равных отсека. В каждой комнате — зрительские ряды и кое-какой казенный реквизит: потертый диван, убогие сейфы и тумбочки с настольными лампами. Всякий российский гражданин бывал в отделении милиции, поэтому моментально узнает этот мрачный неуют.

Спектакль – своего рода эксперимент над зрительским восприятием, а обстановка настолько реальна, что порой кажется — вокруг не актеры, а настоящие стражи порядка. Публике предлагают стать частью мистического перформанса из нашей жизни. Молодые «менты» ведут зрителей, разделив на четыре группы, в разные отделения сцены, и там оставляют наедине с одичавшими стражами порядка. Главного «оборотня» — Олега Георгиевича Махмудова — играет Алексей Кравченко.

Эксперимент с организацией пространства – не только шок для зрителей, но и совершенно новый опыт для самих актеров. «Такого спектакля я не играл никогда, – признается заслуженный артист России Алексей Кравченко. — У меня не было такой роли. Ошибочное мнение, когда думаешь — текста не очень много. Само состояние: я не могу нигде отключиться, чтобы я, как Алексей Кравченко, перестроился немножко, вдохнул воздуха. Потому что я из-за периметра не выхожу».

Сама повесть всего пять страниц текста, но чтобы перенести их на сцену, понадобилось целых два года. Большой срок по театральным меркам. Все это время режиссер гадал, как оживить пьесу. Из трех вариантов выбрали один. «Это, конечно, какой-то стык между, так скажем, действительностью и поворотом по жанру в сторону мифа, в сторону сказки, — говорит Марат Гацалов. — Была проделана большая работа, и возникло это определенное решение. Мы хотели поработать, поэкспериментировать со зрительским восприятием, в том числе».

Текст написан в 1995-м. Но в постановке живут явные приметы сегодняшнего дня. В сюжете угадываются универсальные архетипы. Чтобы уловить все смыслы, те, кто уже видел постановку, советуют посмотреть ее четыре раза, из всех комнат.noar.ru