В Совете Федерации намерены разработать единый механизм разрешения территориальных споров между субъектами РФ. Об этом в среду сообщила «Парламентская газета».
В России до сих пор нет отлаженного механизма урегулирования таких споров. Рабочая группа, созданная в Совете Федерации, намерена исправить ситуацию и подготовить необходимые поправки в законодательство. Новый механизм разрешения территориальных споров будет опробован в Сибирском федеральном округе уже в следующем году.
«Границы между субъектами могут быть изменены по взаимному согласию. Такое изменение границ утверждается Советом Федерации и является конституционным полномочием нашей палаты», – напомнил руководитель рабочей группы, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.
Сейчас на территории России зафиксировано не меньше десяти территориальных споров между субъектами. Между Ингушетией и Северной Осетией, Ингушетией и Чечнёй, Удмуртией и Татарстаном, Красноярским краем и Иркутской областью, Москвой и Калужской областью, Калмыкией и Астраханской областью.
«В 90-е годы территориальные споры на пространстве бывшего СССР в основном имели этнические и религиозные причины, потом в начале двухтысячных регионы спорили из-за экономических объектов. Известен случай, когда отношения между двумя южными субъектами накалились из-за нефтедобывающей вышки, которая каким-то образом на бумаге перекочевала с одной территории на другую», – рассказал член рабочей группы сенатор Мурат Хапсироков.
Он добавил, что современные споры по поводу границ между субъектами вызваны в большинстве случаев ошибками картографов. Эти споры, конечно, не несут такой опасности, как территориальные конфликты начала 90-х, но доставляют немало неудобств и региональным властям, и проживающим на этих территориях людям.
Проживающие на спорных территориях также сталкиваются со сложностями при оформлении региональных льгот, например адресной социальной помощи, детских пособий, налоговых вычетов и так далее.
Новый свод правил определения границ между субъектами должен быть разработан в Правительстве. Эта работа поручена Росреестру и Минэкономразвития. Пока нельзя сказать, чтобы ведомства очень усердствовали в этой работе. Запрос Совета Федерации был направлен в начале апреля, а к концу месяца свои соображения по поводу границ представили только Росреестр и Федеральная служба кадастра.
Пилотным регионом, в котором будет опробован новый механизм урегулирования пограничных споров между регионами, станет Сибирский федеральный округ. По мнению чиновников, в спорных случаях без согласительной комиссии из представителей двух регионов не обойтись. В работе таких комиссий предлагается использовать международный опыт решения межгосударственных пограничных споров.
Если опыт Сибири окажется удачным, можно будет вносить изменения и в законодательство. Они коснутся закона о кадастре, закона об описании границ объектов землеустройства, закона о регистрации объектов недвижимости, закона о местном самоуправлении. Возможно, потребуется написание отдельного закона о границах субъектов Федерации. Однако этот вопрос пока ещё окончательно не решён.
15-Й РЕГИОН