В Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова продолжаются ремонто-реконструкционные работы
27.10.2011
17:29

В Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова продолжаются ремонто-реконструкционные работы. За лето буквально до неузнаваемости (в самом лучшем смысле этого слова) преобразился и помолодел отреставрированный фасад Художественного музея – одного из самых драгоценных «самоцветов» в архитектурной «короне» старого Владикавказа, бывшего особняка купца Оганова, который был выстроен на Александровском проспекте в первом десятилетии прошлого века по проекту известного на Юге России зодчего Ивана Рябикина. Где требовалось – был заново оштукатурен, засверкал свежей побелкой и благородным золотом лепнины…
– Отреставрирован у нас уже и лестничный пролет, ведущий на второй этаж. Приближается, шаг за шагом, к концу ремонт в выставочных залах первого этажа: там сейчас устанавливаются гипсокартонные панели. А параллельно вовсю идут ремонтные работы и в нашем филиале – мемориальном доме-музее Махарбека Туганова в Дур-Дуре, – перечисляет директор Северо-Осетинского художественного музея, заслуженный работник культуры РСО–А Алла Джанаева. – Для посетителей он, как известно, открылся девять с лишним лет назад – в январе 2002 года. И с тех пор там проводился только кое-какой косметический ремонт. В основном нашими же собственными силами: что-то подбеливали, что-то подкрашивали… Необходимость по-настоящему основательного, капитального ремонта в Дур-Дурском музее настоятельно назрела уже давно. И к 130-летнему юбилею Махарбека Туганова нам тоже протянул в этом руку финансовой поддержки республиканский бюджет.
Сейчас в здании уже отремонтирована кровля. Перестелены полы. Еще в начале года привели там в порядок и систему отопления – так что сейчас в музее по-домашнему тепло. Идут штукатурные и отделочные работы во внутренних помещениях. Запланировано также отреставрировать «опоясывающую» дом деревянную галерею, благоустроить территорию двора… Помогает в ремонте и руководство самого Дигорского района: при его поддержке, например, должен быть проведен в здание водопровод. А особое внимание уделяется цокольному этажу, где мы намечаем, после того как он будет приведен в порядок, разместить этнографический отдел экспозиции Тугановского дома-музея. Кстати, ее обновленная концепция нашими научными сотрудниками тоже уже подготовлена.
…А 21 октября в Сочи, где проходят сейчас Дни культуры Осетии, открылась выставка живописи, графики и скульптуры под звонким и емким названием «Махарбек Туганов. На все времена». В ее экспозицию вошли 46 работ Мастера, хранящихся в фондах Северо-Осетинского художественного музея, 21 его работа из фондов Юго-Осетинского музея краеведения, а также ряд произведений видных осетинских скульпторов – современников и продолжателей творческих традиций Махарбека Туганова: Сосланбека Едзиева, Сосланбека Тавасиева, Михаила Дзбоева, Юрия Кцоева, Заурбека Дзанагова, Вадима Джиоева… И выставка эта уже стала одним из самых, пожалуй, ярких и знаковых событий в красочной и многоголосой панораме сочинского творческого «марафона». «Мы даже представить себе просто не могли, что у Осетии есть ТАКОЙ художник!» – потрясенно признавались ее посетители – мастера искусств и гости курортной столицы российского Черноморского побережья…
Кстати, как пояснила Алла Джанаева, представленная в Сочи экспозиция работ Махарбека Туганова – это лишь часть обширного творческого наследия художника, к которому Владикавказ получит возможность прикоснуться в дни празднования его 130-летнего юбилея. К этим торжествам в отремонтированных и похорошевших залах Северо-Осетинского художественного музея тоже откроется большая выставка тугановской живописи и графики. Ее красочно оформленный цветной каталог музеем к изданию уже подготовлен.
И, конечно, займет центральное и самое почетное место на этой выставке шедевр Мастера, его «лебединая песня» – грандиозное живописное полотно «Пир нартов», которое давно и по праву является гордостью «тугановской» коллекции Художественного музея.
– Оно уже давно нуждалось в серьезной и бережной реставрации. «Побежали» во многих местах по красочному слою трещинки-кракелюры, кое-где пострадал от времени холст… И реставрация «Пира нартов» тоже вошла в республиканский план мероприятий, приуроченных к Году Махарбека Туганова. А выполнил эту непростую работу – и выполнил на «пятерку с плюсом» – штатный реставратор нашего музея, выпускник Санкт-петербургской «Репинки» Руслан Пораев. Один из немногих на сегодняшний день у нас в республике дипломированных художников-реставраторов с высшим специальным образованием, – рассказывает Алла Акимовна. – К сожалению, такие остродефицитные профессиональные кадры в Осетии можно пересчитать буквально по пальцам – и это, конечно, очень большая и наболевшая проблема…
…Руку на «пульсе» ремонтных работ, ведущихся сейчас в Северо-Осетинском художественном музее и в его филиале, «родовом гнезде» Махарбека Туганова в Дур-Дуре, внимательно держит и руководство республиканского Минкульта. Но острых ремонтно-реконструкционно-реставрационных проблем (о которых, кстати сказать, не раз и не два писала и наша «СО») в Художественном музее еще предостаточно. И «в один присест» и за один год их просто не решить – как бы этого ни хотелось всем, кому дороги имя Мастера и память о нем. Потому что накапливался их многослойный ворох десятилетиями…
Напомним: еще в начале 2000-х годов было подписано специальное постановление республиканского руководства, которое дало первотолчок и «зеленый свет» ремонтно-реконструкционным работам, стартовавшим в этом «очаге культуры» (являющемся, не надо забывать, еще и архитектурно-историческим памятником федерального значения). Были задействованы в «подпитке» этих работ и внебюджетные, спонсорские финансовые источники. За миновавший с тех пор десяток лет в Художественном музее вступила в строй автономная котельная, был приведен в порядок ряд выставочных залов и служебных помещений на первом и втором этажах, отреставрированы украшающие эти залы фресковые росписи – великолепные художественные памятники эпохи модерна, созданные в начале ХХ века… Но сделать тут нужно еще немало. В том числе довести до конца реставрацию так называемой восточной галереи залов музея, одной из жемчужин которой по праву считается зимний сад, или знаменитый «зал с фонтаном», уже очень давно закрытый для посетителей. Кстати, первоначально планировалось, что в нынешнем году, к торжествам в честь 130-летия Махарбека Туганова, зимний сад музея все-таки будет отреставрирован. К сожалению, не удалось: опять лег на пути этого замысла тяжелым камнем преткновения недостаток средств…
По-прежнему никак не сдвинется с мертвой точки и еще один, очень больной для музея вопрос – о строительстве отвечающего современным техническим стандартам фондохранилища. Для бюджета республики «потянуть» эти расходы сегодня весьма и весьма проблемно. А меценаты-земляки, готовые взять здесь на себя благородную роль осетинских Третьяковых и Морозовых, в очередь к «парадному подъезду» музея выстраиваться, деликатно выражаясь, не торопятся. Вот и получается, что уникальные коллекции «Тугановского» музея, основной фонд которого, в общей сложности – свыше 5700 произведений изобразительного искусства (в том числе и русского искусства ХVII–ХIХ столетий), ютятся тут в неимоверной скученности и тесноте. И условия их хранения, по большому счету, тоже далеки от идеальных…
А то, что в музее – тесно и что немалую долю своих «полезных площадей» он вынужден, не от хорошей жизни, использовать под фондохранилища, закономерно порождает, по принципу цепной реакции, еще одну острую проблему. Сегодня Художественный музей функционирует, в сущности, лишь как выставочный центр. Пусть и очень плодотворно, и активно. Сняли одну выставку – повесили другую… Постоянной экспозиции здесь нет уже давно. А ведь в музее с таким профилем и с таким солидным статусом обязательно должны быть, в идеале, и постоянно действующий зал, где экспонировалась бы живопись Коста, и зал работ того же Махарбека Туганова – и перечень этих имен можно продолжать еще очень долго… И ведь когда-то все это здесь было! И, продолжают упрямо верить и надеяться сотрудники этого «очага культуры», когда-нибудь снова будет… Потому что разве не парадоксальная и не горькая это ситуация – то, что сегодня увидеть работы Махарбека Туганова в музее, гордо носящем его имя, жителям и гостям Осетии выпадает шанс только по особо торжественным случаям, когда они бережно извлекаются на свет божий из запасников? По таким, к примеру, как нынешний 130-летний юбилей Мастера? А потом мы искренне изумляемся и благородно негодуем, вдруг обнаружив: а ведь современное наше «поколение next» с творчеством Туганова, в массе своей, знакомо почему-то до обидного отрывочно и поверхностно…
…И все-таки закончить этот материал хочется не на грустной и проблемной ноте, а еще одной хорошей новостью. Новостью, которую можно даже смело назвать в масштабах научно-искусствоведческих кругов нашей республики самой настоящей сенсацией. В нынешнем году сбылась наконец давняя заветная мечта специалистов Северо-Осетинского художественного музея: этим «очагом культуры» приобретен архив Энвера Туганова – сына Мастера. Долгое время он хранился в Южной Осетии, в семье родственника художника – Царая Туганова. А теперь передан его вдовой Художественному музею.
«Северная Осетия»