Артуру Дзоблаеву 9 лет, он учится в четвертом классе физико-математического лицея во Владикавказе. Увлекается конструированием и вольной борьбой. А с недавних пор начал осваивать новые знания в области предпринимательства и уже успешно применяет их на практике.
«Я всегда хотел заниматься чем-то интересным. Где-то с пяти-шести лет знал, что это будет бизнес. Это желание со временем не пропало, поэтому я решил обратиться к родителям. Они предложили мне подумать над идеей. Думал я долго, около двух недель. И наконец идея пришла – понял, что хочу выпускать свою линию одежды», – рассказывает Артур.
Родители с пониманием и интересом отнеслись к стремлению сына. Подсказали, что начать бизнес можно с коллекции футболок. При этом пояснили, что за творческую составляющую отвечает Артур, а они решают организационные и финансовые вопросы.
«В этом деле я – голова, а мама с папой – руки. Название бренда придумалось быстро – “First”. И оно, конечно, неслучайно. В нём несколько смыслов. Я – первый в республике девятилетний мальчик, который открыл свой бизнес. А еще такое название стимулирует меня быть первым. Причем не только в бизнесе, а во всём», – говорит Артур Дзоблаев.
После того как юный предприниматель определился с названием бренда, родилась и идея принта для коллекции. Любимое животное Артура – бурый медведь. Он-то и стал «фишкой» одежды.
«Сюжеты для принтов я взял из своей жизни. Медведь – это я. Вот он катается на велосипеде, такой огромный и неуклюжий, но очень забавный. Я и сам не совсем хорошо катаюсь на велосипеде. Ещё один сюжет – медведь играет в PlayStation, сидя на диване. Обожаю играть и нередко так провожу время. И есть ещё медведь, который занимается борьбой. Я уже два года хожу в секцию борьбы», – объясняет начинающий бизнесмен.
Наброски к принтам Артур делает самостоятельно. А «оживить» их мальчику помогает профессиональный художник.
«Я рисую не очень хорошо, поэтому родители нашли художницу. Я с ней на постоянной телефонной связи – в деталях рассказываю, каким должен быть медведь, уточняю размеры, цвета, положение. Она все это воплощает», – рассказывает он.
Артур участвует и в процессе выбора ткани и цвета для будущих футболок, уже неплохо разбирается в качестве выбираемого товара. В этом вопросе мальчик строг: ткань должна достойно пройти тестовую стирку и быть приятной на ощупь.
«Что касается цветовой палитры моей первой коллекции футболок, то я сделал акцент на ярких цветах. Это зелёный, лимонный, фиолетовый. Футболки могут носить и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. Сейчас отшиваем их под заказ. Заказчик сообщает нам предпочтительный цвет и какой из принтов он хочет видеть на своей футболке. Мой первый заказ на футболку поступил в первый же день, когда я заявил о себе. Я был очень счастлив и удивлён. Для меня это успешное начало. За неделю мне удалось продать больше десяти футболок. Сейчас один заказ ожидает своей отправки в Москву», – поясняет Артур.
«Бизнес-жилка проявилась в мальчике гораздо раньше, – рассказывают родители Вадим и Зарина. – Когда Артуру было четыре года, он покупал простые шариковые ручки, переделывал и продавал их друзьям и родственникам».
«Еще сказался, наверное, и мой пример. Я сам предприниматель. Артур с детства видит и слышит, как я веду переговоры, решаю рабочие вопросы. Его идею заняться бизнесом восприняли очень положительно. Причем и бабушки, и дедушки, все наше окружение его очень поддержало. Как правило, при таких обстоятельствах родители на корню рубят начинания своих детей. Говорят, ну какой бизнес, ты ещё ребёнок. Это не наш случай. Для нас главное, чтобы сын в себя верил», – говорит Вадим Дзоблаев.
Главная помощь родителей заключается в инвестировании проекта и ведении социальных сетей.
«Он пока не имеет доступа к смартфону. Но каждую публикацию я согласовываю с ним. В силу своего возраста он, естественно, не знает, где и как находить поставщиков ткани. Между тем Артур всегда присутствует при выборе ткани, практически по всем вопросам мы с ним консультируемся, ставим его в известность», – рассказывает мама, Зарина Хосонова.
Сейчас Артур активно готовится к выпуску второй коллекции. Он уже придумал новые сюжеты для принтов. Кроме того, планирует расширять линейку – летом в продажу поступят кепки, а осенью – толстовки.
«Основные сюжеты будут связанны со спортом. Эта тема мне сейчас близка. Однозначно будет медведь-сёрфер, медведь-футболист. Это актуальная тема, ведь идет чемпионат Европы по футболу. Заметил, что девочкам тема спорта не особо заходит. Поэтому я придумываю идеи специально для девочек, хочу воплотить их в новой коллекции. Например, медведь с медведицей катаются на воздушном шаре. Ещё будет медведь на самокате», – делится Артур.
Бизнес для него – не способ заработать деньги, откровенно признается мальчик. Это возможность проявить себя в необычном увлечении. При этом накопленные от продаж средства юный бизнесмен планирует в будущем потратить на свое образование.
«Пусть пробует себя. Главное, чтобы он был хорошим, ответственным человеком. Нам важно, чтобы наш сын понимал и чувствовал, что он может, что у него есть поддержка в виде нас. Возможно, это увлечение поможет ему с выбором профессии в будущем. Но даже если нет, то опыт все равно полезный и нужный. В нем воспитывается культура общения, ответственность за принятые решения. Всё это, несомненно, пригодится ему, кем бы он ни стал», – считает Зарина Хосонова.