15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Облачно)
82 %
1 м/с
$ — 90.6537 руб.
€ — 98.5842 руб.
Духовная жестокость культивирует душевную пустоту. И наоборот. ПОСЛЕСЛОВИЕ
12.05.2022
13:15
4 574
Духовная жестокость культивирует душевную пустоту. И наоборот. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Заметки и впечатления после премьерного просмотра нового художественного фильма «ПРОСТАЧОК или Бесконечный поединок»
Сценарий и продюсер Константин Битаров
Режиссёр – постановщик Блу Ариаг

В длинном названии фильма, по сути, содержится сама история. Нарратив – повествование, рассказ. Однако, кино совсем даже не про эту историю, а про людей и зверей.
Мне почему-то вспомнилась картина выдающегося кинорежиссёра ХХ века Сергея Герасимова «Люди и звери», снятая 60 лет назад. Но это к слову.

Вернёмся в год 2022. Люди и звери. Между нами и ними немного разницы. Сегодня каждая вторая семья держит дома наших братьев меньших. Звери прочно занимают своё место, радуя нас и удивляя. А вот люди чаще – и это в XXI веке – легко теряют свой человеческий облик. Кто-то на время, а кто-то и навсегда. Самое время использовать синонимы, а к ним и прилагательные к слову «урод». Моральный или нравственный, мразь или негодяй.

Однако, по порядку.

Россия велика, и только Москву и Питер принято называть Центром, а всё остальное – провинция. Сегодня это самое глубокое заблуждение. Ну не говорят же там, откуда приехал наш герой, что штат Техас – провинция, а Флорида – центр, даже если все русские давно скупили там себе дома и апартаменты!

Место, куда вернулся наш герой – это далеко не провинция. Здесь есть всё и у всех, как в маленьком европейском государстве. Жизнь по «понятиям и обычаям», как когда-то провозгласили вездесущие КВНщики – неповторимое место возле гор. Духовная жестокость? И да, и нет! Душевная пустота? То же самое, и да, и нет. Здесь каждый сам по себе, и ежедневно борется за место под солнцем любыми методами. Да и в этом нет ничего циничного. Каждый имеет право на счастье. Но какой ценой? Наш герой, который будучи когда-то Маленьким принцем повзрослел, и теперь хочет созидать. Иначе зачем он ещё до гибели родителей хотел вернуться сюда? Кстати, в нынешнее время эта история особенно актуальна. Совпадение по времени в сегодняшней России. Однако, справедливости ради надо сказать, что фильм снимался год назад, и никто ничего не знал о современных реалиях.

Десятилетнее отсутствие героя изменило всё в его новой жизни. Сам же он остался прежним. Видимо генетика победила и спасла его. Чего не скажешь о его родителях, Царствия им Небесного, отдававших предпочтение далёкой стране.С кем же ему на Родине строить будущее? С братом, пусть он и двоюродный? С одноклассниками, которых он собрал, в надежде на будущие послания и созидание? А может, с пассией, обещавшей стать женой? Это все заблудившиеся. Они все – зло, с чем боролись во всех сказках, и у всех народов. И лишь будущая тёща, не ставшая ею, оставшаяся с человеческим лицом, и готовая быть рядом. Драмеди – таков жанр данной истории. Через тернии герой оказался у холста. Красиво? Да! Кино же! Как Пушкин сказал: «Над вымыслом слезами обольюсь».

…Вместо эпилога. И это, наверное, главное. Для меня. А именно блестящий актёрский ансамбль, когда можно говорить о каждом по отдельности. Ансамбль, создавший модель сегодняшнего общества, где присущи все его виды и пороки. И, конечно, удачный, но, к сожалению, поздний режиссёрский дебют актёра, а теперь – кинорежиссёра Блу Ариага. Он, и автор этих строк выпускники актёрско – режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе. Вот почему я вспомнил давний фильм нашего учителя.
Мои особые кинематографические предпочтения Тамерлану Гуцаеву и Анжелике Тер-Давидянц. Они не играют наотмашь и вдребезги. Свет сердец и свет души сближает их, они остаются людьми.

И ещё. А это – как свет в окне. История с таксистом (Борис Кантемиров, кинорежиссёр, ВГИК), когда герой не может расплатиться никак и ничем, и он не знает, что его ждёт сейчас. Водитель vip – такси – такая услуга есть в городе, куда вернулся наш герой жить – войдя в положение, отпустил его с Богом. А как иначе? Мы когда-то были такими – без лжи, жестокости и полны милосердия. Этот эпизод в ночи даёт надежду на возвращение к самим себе, настоящим и с самостью, как принято говорить сегодня.
Возвращение, которое никогда не поздно.

P.S. Главная теория всего – огонь, воды и медные трубы, равно как ад, чистилище и рай – всё это может быть в любом порядке, как и духовная жестокость, и душевная пустота.

И напоследок. А простачок ли он? Ой ли? Наш герой хорошо воспитанный, цельный, и, если хотите, тонкий по душевной конструкции. С гордым и горным ветром в сердце. Бесконечный поединок? Герой наверняка бы ответил: «Бороться с вами мне не интересно. Я, как всегда, борюсь с самим собой!».

Красиво снятый фильм должен быть началом новой страницы в кинематографе, чьё место возле гор.

Заслуженный деятель искусств РФ - Аким Салбиев