Ровно 12 лет назад Цхинвал был подвергнут обстрелу со стороны грузинских войск. В августе 2008-го года российские войска не просто отвоевали Южную Осетию, выиграв на Кавказе пятидневную войну – они сражались за Родину. Среди тех, кто отстаивал родную землю, была Майя Бестаева – непосредственная участница тех событий, санинструктор в составе российских миротворцев.
Утром 8 августа после ночного массированного артиллерийского обстрела столицы Южной Осетии и приграничных сел грузинские части вошли в город. Цхинвал спал. Спали старики, женщины, дети. Вряд ли кто-то из мирных граждан ждал, что ночью их разбудят снаряды реактивной установки «Град».
Атаке подверглась и база российских миротворцев, которую буквально расстреливали из орудий и танков агрессоры. Дошло до того, что по российским миротворцам открыли огонь грузинские миротворцы. Появились первые убитые и раненые. Среди раненых – Майя Бестаева, которая с оружием в руках, выполняя свой гражданский и воинский долг, отстаивала свободу и независимость Южной Осетии. Уникальная женщина – в миротворческих силах она начала служить с 2002 года, а в 2008 году проходила службу санинструктором смешанного батальона миротворческого контингента ВС РФ на базе в Цхинвале. Когда начался артобстрел, младший сержант не растерялась: видя, что среди военных потери, немедленно приступила к оказанию медицинской помощи раненым и бросилась выносить тяжело раненых с поля боя в безопасное место из-под града разрывавшихся под носом снарядов. В один из моментов Майю Григорьевну накрыло взрывной волной. Придя в себя и превозмогая боль, она успела только забежать на безопасное расстояние и потерять сознание.
«Сейчас все эти события вспоминаются с грустью, ведь война – это действительно страшно. И слово-то страшное, а для тех, кто ее видел, кто пережил весь этот кошмар, кто прошел через обстрелы и видел смерть, втройне. Миротворцы тогда оказались на самой передовой этой войны. Грузины, или их наемники, расположились от нас буквально в нескольких сотнях метрах и непрерывно поливали пулями в нашу сторону. Утром рано, как рассвело, так и началась стрельба, и меня саму ранили. Несмотря на то, что с левой стороны я повесила медицинскую сумку с большим красным крестом, и так побежала спасать раненых, все равно подстрелили. Успела только забежать обратно в убежище после очередной вылазки – и повалилась на пол с чудовищным грохотом. После этого ничего не помню. Тьма», – рассказывает Майя Бестаева.
Тем не менее, уже на следующий день Майя Бестаева была «в строю» и продолжила помогать раненым солдатам, делая им перевязки, ставя здоровой рукой капельницы и уколы, и даже выступала проводником, когда нужен был человек, хорошо ориентировавшийся на местности. Даже видавшие всякое боевые офицеры в те моменты поражались удивительной храбрости хрупкой осетинской женщины. 9 августа на месте, где базировались миротворцы, не оставалось камня на камне. Снаряды тоже закончились – отбиваться было нечем. Принято было решение направиться на полигон, где ранее проходили военные учения, чтобы пополнить запасы, однако внезапно выяснилось, что дорогу никто не помнит.
«И смешно, и грустно, но дорогу действительно никто не помнил. Я вызвалась показать путь, ведь сама-то можно сказать выросла здесь, знала все ходы-выходы. После ранения мне было очень плохо, но я собрала последние силы, думая, что все, это конец, я все равно не выживу, ну хоть сумею спасти людей. И направила батальон на полигон», – делится Майя Бестаева.
По словам женщины, выходить было страшно. А вдруг засада или, что хуже, свои не разберут и откроют огонь? Шли очень осторожно, прислушиваясь к каждому шороху и треску веток.
«В один момент остановились, услышав, что кто-то направляется к нам навстречу. Кто-то из наших подал сигнал рукой, мол, спрячьтесь. Спрятались, а я шепотом говорю: давайте я схожу на разведку: меня все знают. Смогу поговорить на любом языке, если что. И пошла. Страшно. Не помню сколько я прошла так, но впереди вдруг передо мной выпрыгнули: Майя Григорьевна, это вы?! Слава Богу, оказались наши», – вспоминает она.
Был и другой случай, когда поднялись на высокую гору – осмотреться. Надо было спускаться, к своим, где техника, бойцы. А местность – открытая, боязно становиться мишенью. Увидят – застрелят. И снова Майя Бестаева вызвалась идти вперед. Сняла каску, распустила длинные светлые волосы, которые были видны издалека. Не ошиблась – заметили. Снизу раздался крик: вас узнали, проходите.
Во время операции бесстрашной женщине пришлось даже задержать артиллерийского корректировщика, которым оказался кочегар котельной. По мобильному тот передавал грузинской стороне координаты о расположении миротворческих постов: говорил на грузинском, диктовал координаты на русском.
12 августа Президент России Дмитрий Медведев объявил о прекращении операции по принуждению Грузии к миру и приказал российским войскам покинуть территорию Грузии. 16 августа при посредничестве Евросоюза Россия, Грузия, Южная Осетия и Абхазия подписали соглашение о прекращение огня. В конце августа 2008 года Россия признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств и ввела на территорию этих республик воинские контингенты.
С дежурства Бестаева снялась спустя две недели после событий 8 августа. А в сентябре того же года была представлена к медали «За отвагу», которой была торжественно награждена 1 октября 2008 года в Георгиевском зале Кремля, получив награду из рук Дмитрия Медведева. Отмечена государственными наградами со стороны и.о. президента Южной Осетии Вадима Бровцева в 2011 году и со стороны президента Южной Осетии Анатолия Бибилова в 2017 году. Годом позднее в Окружном военном клиническом госпитале (г. Ростов-на-Дону) прошла спецкурсы, выучившись на лаборанта-бактериолога, вернулась на российскую базу в Цхинвал, и продолжила службу в санэпидемиологическом взводе.