Маленькая и светлая мастерская иконописца Олланы Айларовой расположена в здании республиканского союза художников. В прохладном полумраке поднимаемся по лестнице на второй этаж. Оллана жестом указывает на дверь в глубине коридора, ведущую в мастерскую.
Комната залита мягким светом от единственного окна. На стенах висят фотографии икон с изображением святых. Оллана сразу предупреждает, увидеть работы воочию не получится. Большинство из них выполняется на заказ. Для себя она не пишет по ряду причин.
«Я пишу в основном для храмов республики. Для себя не хватает времени. Работа над одной иконой занимает очень много времени. Когда иконописец стремится к высокому качеству, иконы могут писаться не один год. Работа над ней требует молитвенного настроя, предельной концентрации и полной самоотдачи. Иначе иконой она не станет, а будет в лучшем случае украшением интерьера», – объясняет она.
Кроме иконописи, Оллана владеет техникой нетканого гобелена. Она выполнила более десятка работ. Некоторые из них можно увидеть в мастерской.
Будучи от природы левшой, девушка одинаково хорошо пишет обеими руками. Технику иконописания Оллана изучала самостоятельно еще на факультете искусств СОГУ. В качестве дипломной работы она представила житийную икону святого мученика Николая Двала. Члены комиссии высоко ее оценили. Сегодня произведение хранится в частной коллекции.
«Получив иконописное образование, я смотрю уже другими глазами на первую написанную мною икону. Теперь вижу, что она была написана несколько примитивно и наивно. Во многом ее успех у комиссии был продиктован тем, что осетинам не с чем было сравнивать. У нас, в Осетии, почти не на чем воспитывать свой вкус в области церковного искусства, в музеях совсем нет древних икон», – сожалеет художник.
В разговоре Оллана большое внимание уделяет процессу создания красок. Для иконописи она всегда предпочитает натуральный, природный материл.
«Я работаю в старинной технике, в которой работали еще с XIII века. В минеральные пигменты, тщательно измельченные, а в качестве связующего добавляется эмульсия на основе яичного желтка, разбавленного белым вином или уксусом. Пигменты вместе с эмульсией перетираются на стекле или каменной плите хрустальным инструментом – курантом, до пастообразной массы. Полученная таким образом краска очень мягко и прозрачно ложится на изобразительную поверхность.
Оллана согласна, что намного удобнее приобретать готовые краски в магазине. Но они не дают той «глубины», которая достигается в процессе «творения красок».
Перед началом иконописи девушка обязательно молится святым иконописцам апостолу Луке, преподобным Андрею Рублеву и Алипию Печерскому, читает тропарь нерукотворному образу Спасителя.
«Художники, в том числе иконописцы, как правило, очень эмоциональные люди. Они обостренно воспринимают происходящее вокруг. Поэтому, приходя в мастерскую, первым делом нужно умиротворить и успокоить себя. Молитва помогает настроиться и привести мысли в порядок», – объясняет она.
Оллана уверена, главная задача иконописца состоит в том, чтобы создать такую работу, перед которой хотелось бы молиться и при одном взгляде на которую душа раскрывалась бы. «Некоторые полагают, что образ на иконе должен быть строгим, как бы обличающим человеческие грехи и пороки. Но придерживаюсь убеждения, что иконописный образ должен нести в себе любовь, милосердие и сострадание. Только перед такой иконой открывается сердце как праведника, так и грешника. Икона должна быть как путеводная звезда и являть собой образец духовности и христианской любви», – говорит она.
Иконы Олланы Айларовой можно встретить в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дигоре, Соборе святого Георгия во Владикавказе. Последний месяц девушка трудится над иконой Божией Матери Владимирской. В работе на заказ иконописец не видит ничего предосудительного. Она находит в этом большое удовольствие и источник новых идей.
«Каждый раз, когда мне заказывают икону, тема для меня бывает новой и интересной. Часто просят написать святого, которого я давно мечтала написать, поэтому за новую работу я всегда берусь с радостью. Но, как правило, это бывают святые, чьих каноничных и профессионально написанных икон еще не существует, поэтому мне самой приходится разрабатывать иконографию. А для этого нужно подобрать изобразительный материал – это древние иконы, в которых все выверено канонически и художественно. У нас имеется такой богатый материал из прошлого, что было бы глупо им не воспользоваться. Важно также изучить житие святого и все имеющиеся его изображение, чтобы передать не только духовное, но и внешнее сходство, чтобы святой был узнаваем, но с учетом иконописной стилизации и канона», – заключает девушка.
На стене у мастера можно встретить ряд фотографий икон палеологовского периода. Они служат своеобразным стимулом для совершенствования профессиональных навыков.
Оллана с большой любовью относится к своим работам. Хотя процесс написания может растянутся от пары месяцев до нескольких лет, от этой работы устать невозможно.
Несмотря на годы учебы в Московской духовной академии, Оллана порой все же сталкивается с техническими трудностями. Поэтому она не теряет связь с московскими преподавателями. В республике своим учителем называет осетинского иконописца Самсона Марзоева.
В Северной Осетии церковное искусство очень медленно развивается, считает девушка. "На нас, местных иконописцах, лежит вся ответственность за осетинское церковное искусство. Поэтому мы не можем позволить себе халтурить. Каждая наша работа должна быть произведением. Только так мы можем привлечь к подлинной иконописи интерес людей, давно отвыкших от нее, убедить в ее необходимости", – говорит девушка.
Как рассказали «15-му Региону» в пресс-службе Владикавказской и Аланской епархии, идея возрождения собственной школы иконописи в Северной Осетии принадлежит архиепископу Зосиме. Он предложил объединить усилия известным художникам-монументалистам Захару Валиеву и Аслану Хетагурову, которые уже расписали храм и стены трапезной Богоявленского Аланского женского монастыря, церковь святого Николая Чудотворца в с. Бирагзанг и многие другие церкви республики.
Архиепископ Зосима считает, что в республике необходимо возродить собственный, аланский стиль иконописи. По благословению архиерея, кафедральный собор Георгия Победоносца стал первой площадкой для совместной работы художников.
«Сегодня поставлена задача к празднованию 1100-летия Крещения Алании полностью расписать главный храм Осетии. Часть алтаря уже расписана нашими художниками во главе с Самсоном Марзоевым, и эта работа должна быть продолжена. Собственная традиция иконописи должна быть восстановлена», – сказал архиепископ.
Карина 15-Икаева