«Нарты»: путь к возрождению
27.12.2020
23:15
2 929
«Нарты»: путь к возрождению

Северная Осетия может гордиться успехом и исключительностью в разных направлениях и областях. Значимое место в этом списке занимает единственный в России государственный конно-драматический театр «Нарты». Визитная карточка республики была основана в 1990 году, за плечами – яркие спектакли, гастроли по миру, огромная любовь зрителей. Несмотря на многочисленные заслуги, «Нарты» переживают непростые времена: долгое время театру не уделялось никакого внимания, что, конечно, не могло не сказаться на работе. К счастью, ситуация начинает меняться, постепенное возрождение дарит надежду, что артисты вновь смогут громко заявить о себе. В беседе с корреспондентом «15-го Региона» директор конно-драматического театра «Нарты» Тимур Сикоев рассказал о положительных изменениях, поделился, над чем еще предстоит поработать.

– Тамерлан Мисостович, как считаете, почему театр оказался в таком непростом положении?

– Беда в том, что он долгое время никому не нужен был. Тридцать лет – огромный срок, вся тяжесть упала на сегодняшнее руководство. Предстоит все начинать с нуля. Но я очень рад, что обратили внимание, наши проблемы были услышаны. Ведь «Нарты» занимаются сложным жанром, который требует своего подхода. Когда спрашивают, почему театр не работает, нет спектаклей, пытаюсь объяснить, что это не так просто. В течение 30 лет ничего не строили, не было зданий даже для репетиций, работали под открытым небом, приходилось выходить как-то из положения, потому что погода вносила коррективы. Мы начинали репетировать неделю, потом дожди, после ждешь, пока вода уйдет, подсохнет. Это ломает людей и портит лошадей.

– У вас появился тренировочный ангар, как это поменяло ситуацию?

– Сейчас у нас есть возможность тренироваться каждый день, что, конечно, сказалось и на форме артистов, репетируем каждый день. Мы оснащаем его, даже сделали мини-трибуну на 70 мест, чтобы в зимний период давать хоть малые спектакли. К примеру, сейчас готовим для наших юных зрителей новогоднюю сказку «Снежная королева в поисках друзей». Потихоньку стараемся набирать обороты, хоть это не дело одного дня. Спасибо главе республики Вячеславу Битарову. Он меня сразу вызвал к себе, мне приятен был его настрой, потому что в те времена мы обивали пороги, рассылали письма, говорили, что театр остро нуждается в помощи. А тут руководитель сам изъявил желание пообщаться. Мы определили основные моменты. Понятно, что действовать надо поэтапно, чтобы вытащить театр из этого состояния. Но работа уже ведется, мы получили семь новых пород лошадей, впервые появился ангар, приобретаем транспорт. Есть планы и дальше все это делать, но это непросто и не так быстро, ведь столько лет не делалось ничего. То, что глава акцентирует внимание на театре, дает надежду. Он дал понять, что хочет, чтобы «Нарты» выезжали гастролировать и вновь стали визитной карточкой республики. Поражаюсь даже нашему главе – он не человек искусства, скорее, бизнесмен, хозяйственник, патриот, при этом сколько делает для культуры. Это же не просто так. При этом конный театр – самая сложная проблема на сегодняшний день у нас в сфере искусства. Только исключительность в том, что мы единственные в России, никто сегодня не может похвалиться таким театром. Он нужен, интересен! Это не просто зрелище, это познавательно, ведь наши дети должны понимать и знать – школа джигитовки, каскадерская школа являются истоками от осетин. Доказательство тому – великие династии Кантемировых, Тугановых, Кануковых, Плиевых и др.

– Насколько известно, сейчас очень важной задачей является приобретение здания (ангара) для выступлений?

– Конечно, у открытой площадки есть свои плюсы: небо, воздух, живые декорации, но когда непогода, зима – мы сидим. Задумок очень много. Масштабы театра должны быть большими, ведь участвуют лошади. Чтобы нормально разогналось животное и показало скорость, нужно 100 метров. Раньше на стадионах работали по прямой. Мы понимаем, что ангар требует огромных вложений, потому что никогда не строили ранее, как уже говорил, начинаем с нуля. Но думаю, постепенно вопрос будет решен. Главное – об этом уже начали говорить на высоком уровне.

– Вам удалось поставить к юбилею Коста Хетагурова спектакль о поэте. Работа произвела яркое впечатление на театралов. Как шла работа над ним?

– Постановка собрала полные залы, мы видели, что зритель соскучился по артистам, по этому жанру. Многие даже не родились, когда конный театр работал в полную силу. Конечно, в процессе подготовки было немало сложностей, но мы справились. «Коста» – был моей целью показать, что театр жив, это не кучка свадебных генералов, здесь достойные артисты, которые хотят работать. У меня очень много планов, вплоть до осетинского мюзикла. Для того чтобы сегодня ставить, надо начать зарабатывать. Маленький ангар стоит как отправная точка, мы будем хотя бы в форме.

– Не менее важным для театра являются кадры. Кем пополняются ряды ваших артистов?

– В труппе сейчас 18 человек, много людей пенсионного возраста, сейчас как раз занимаемся вопросом льготной пенсии для них, но там поменялись условия. Понимаем, что надо омолаживать труппу, нужны позиции от 18 до 25 лет. Необходимо сделать интересным театр для молодых, создавать достойные условия труда. Основными «поставщиками» выступает факультет искусств СОГУ. Надеемся, что в будущем удастся расширить состав, чтобы спектакли не срывались из-за того, что не хватает артистов.

– Артисты конного театра многогранны, расскажите, пожалуйста, о специфике их работы.

– Самое главное – это отношение к животным, все основывается на этом. Можно владеть танцем, вокалом, словом, но если не будет контакта с лошадью, человек не сможет здесь работать. Когда принимаем людей с актерским образованием, даем испытательный срок. За два месяца видно, будет делать он трюки или нет. Артист конного театра – штучный товар. Нужно быть очень терпеливым, животное не понимает порой, оно может испугаться, закапризничать, стоит это понять и не злиться. Это очень сложно, одно дело, когда ты управляешь собой, а тут еще и конем.

– В настоящее время создается концепция школы джигитовки. Можете рассказать известные на данном этапе подробности?

– Идея принадлежит главе республики, он озвучил ее в ходе работы проектного офиса. На самом деле, это хорошее дело. Вячеслав Битаров начал с того, что очень много династий сегодня развалилось, их уже нет, у нас остался только конный театр, у которого есть это направление в работе. Так он предложил создать школу джигитовки при театре. Мы разработаем и предложим проект. Выпускники будут поставщиками не только для нас, но и для цирка. В этой школе должны учить танцу, акробатике, сценическому движению, фехтованию. Артисты должны уметь все!

– Как обстоят дела с концепцией развития театра?

– Сейчас она на стадии обсуждения. Но предварительно – это усиление материально-технической базы, а также репертуарная, гастрольная, кадровая политика. Надо будет работать в нескольких направлениях.

– Театру предстоит долгий путь возрождения, как решились на то, чтобы в такое трудное время его возглавить?

– Понимал, куда иду. Еще 12 лет назад работал здесь, и это лучшие творческие времена в профессии. Тогда молодые ребята зарядили энергией, стали моими друзьями, трагедия тоже сыграла свою роль. (Двенадцать артистов театра погибли при схождении ледника «Колка» вместе с Сергеем Бодровым-младшим. В 2003 году Тимур Сикоев в память о ребятах поставил спектакль «Посвящение семерым» – прим. ред.). Мне показалось, спустя годы вновь надо быть в этом месте, чтобы внести свою лепту в развитие театра. Пока полезен, буду здесь.

– Успехов театру в возрождении!

– Благодарю, будем работать! Пользуясь случаем, поздравляю с наступающим Новым годом всех жителей республики.

Альбина 15-Кочиева