Электросамокаты приобретают всё большую популярность. Модно, быстро, практически бесшумно, мобильно и очень удобно — вот первое впечатление, которое производит на пользователей данное транспортное средство. Однако есть и те, кто считает электросамокаты проблемой: их парковки на каждом углу, порой они загромождают тротуары и создают угрозу для возникновения чрезвычайных происшествий.
О том, как обстоят дела с электросамокатами в Северной Осетии, о правилах пользования СИМ (средствами индивидуальной мобильности), о наказаниях за нарушения и о том, как люди относятся к этим средствам, — на эти темы «15-й Регион» побеседовал с заместителем директора МКУ «Проектный офис города Владикавказа» Сосланом Елеевым.
Электросамокаты — это проблема?
Электросамокаты на сегодняшний день — самый быстрорастущий сегмент транспорта. Стало ли это проблемой для жителей Северной Осетии?
«Это зависит от того, как смотреть на ситуацию. Вот вы, например, в своём вопросе сразу обозначили, что электросамокаты — это проблема. Для других использование этого вида транспортного средства, напротив, — только благо и удобство. Мнения здесь разделяются пятьдесят на пятьдесят», — подчеркнул Сослан Елеев.
По словам собеседника, электросамокаты — «удобное средство передвижения в городе при загруженности автодорог, они экологичны, мобильны, доступны и манёвренны».
«Это всё плюсы. Есть, конечно, и минусы, среди которых — создание дискомфорта для пешеходов и недостаточное правовое регулирование этой деятельности. И именно над этим мы сейчас активно работаем», — пояснил заместитель директора МКУ.
Кому принадлежат электросамокаты?
Вероятно, многие из вас задавались вопросом, кому же принадлежат электросамокаты. Как сообщил Сослан Елеев, во Владикавказе есть две компании, которые оказывают данные услуги.
«Во Владикавказе услугу предоставляют две кикшеринговые компании: ООО “Вуш” и ООО “Юрент”, различить их можно по цвету самокатов — жёлтые и фиолетовые. Компании частные. Хочу напомнить, что на сегодняшний день ни с одной из этих компаний не заключено соглашение о взаимодействии. Также ни одно место размещения, то есть парковка, АМС не согласовано», — сказал он.
Сослан Елеев добавил, что на сегодняшний день ранее упомянутыми компаниями совместно с АМС (администрацией местного самоуправления) составляется тепловая карта города, на основании которой будут учтены все нюансы для создания более комфортных условий передвижения как для водителей самокатов, так и для пешеходов.
Стоит подчеркнуть, что кикшеринговые компании несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
О правилах пользования: кому, где и как?
Мало кто задумывался о правилах пользования электросамокатами. Как рассказал собеседник, с марта текущего года в правилах дорожного движения учтены возрастные ограничения для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Так, детям до 7 лет ездить можно только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Ребятам от 7 до 14 лет движение разрешено только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон; запрещено ездить по обочинам и проезжей части дороги.
«Если водителю электросамоката 14 и более лет, допускается движение в пешеходной зоне, по тротуару, пешеходной дорожке, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг. В случае отсутствия велодорожек и тротуаров разрешено ездить по обочинам и крайней правой полосе проезжей части дороги», — пояснил Сослан Елеев.
Каждый, кто решает прокатиться на СИМ, должен в первую очередь помнить, что движение разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Вместе с тем, в городе определены «медленные зоны», где максимальная скорость ограничена 10–15 км/ч. Так, например, на проспекте Мира скорость ограничена до 12 км/ч.
По словам Сослана Елеева, АМС Владикавказа определила «запретные зоны», где движение запрещено. Это центральный парк культуры и отдыха им. Хетагурова, парк Жуковского, «Тропик-Ленд», Афганский сквер.
«Во всех случаях, когда движение пешеходов совмещено с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет. Электросамокаты признаны транспортным средством, и в связи с этим остро встал вопрос о правовом регулировании деятельности компаний, предоставляющих самокаты в аренду», — добавил замдиректора МКУ.
Сослан Елеев подчеркнул, что на данный момент в российском законодательстве наблюдается «небольшой пробел», и Минтранс России в своём письме рекомендовал муниципалитетам разработать нормативно-правовые акты, которые должны регулировать эту деятельность.
«Проектный офис» разработал документ, регламентирующий порядок пользования территориями общего пользования во Владикавказе при передвижении на электросамокатах.
«Сейчас документ проходит процедуру согласования с руководством города. Когда порядок будет утверждён, мы подпишем двустороннее соглашение с кикшеринговыми компаниями, и у нас появятся реальные рычаги воздействия на игроков этого бизнеса», — сказал Сослан Елеев.
Конечно же, за исполнением правил следят. В частности, если это дороги общего пользования — то ГИБДД, если тротуары, проспекты, общественное пространство — АМС Владикавказа.
Нарушителям — штрафы
К нарушителям правил пользователей электросамокатов применяются статьи административного кодекса, в рамках которого предусмотрены следующие штрафы: за переезд по пешеходному переходу — 800 рублей, за поездки в нетрезвом виде — 1000–1500 рублей.
Ситуация с вождением в нетрезвом виде произошла с солистом Мариинского театра Давидом Залеевым — он впал в кому после падения с самоката, которое зафиксировали камеры видеоуправления. На кадрах видно, что молодой человек двигается на самокате по тротуару и, не сбавляя скорости, пытается проехать между тремя пешеходами. Задев одного из них, танцор упал с самоката и сильно ударился головой об асфальт. Позже выяснилось, что молодой человек был в состоянии сильного опьянения.
Кроме того, существует штраф за создание помех для транспортных средств — 1000 рублей, за наезд на пешехода или нанесение вреда здоровью лёгкой или средней тяжести — 1000–1500 рублей.
Не стоит забывать и о правилах безопасности для водителей электросамокатов. Хотя экипировка в правила пользования СИМ не входит, она носит только рекомендательный характер.
Жалоб не поступало
Как уверяет Сослан Елеев, все вопросы с жалобами от жителей республики решаются в рабочем порядке.
«Письменных жалоб на сегодняшний день не зафиксировано. Но поступают звонки на горячую линию АМС и параллельно — в правоохранительные органы. Оперативно, в рабочем порядке мы отрабатываем эти вопросы с кикшеринговыми компаниями», — пояснил он.
Отметим также, что в Северной Осетии не зафиксированы дорожно-транспортные происшествия с участием электросамокатов.