15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
14°
(Облачно)
54 %
1.19 м/с
$ — 80.7689 руб.
€ — 90.7062 руб.
Жемчужина Владикавказа
23.04.2025
20:30
19 198
Жемчужина Владикавказа

В последнее время Северная Осетия превратилась в туристическую мекку, привлекая огромное количество туристов своими природными красотами, культурой и национальной кухней. Ценители прекрасного отмечают как природу региона, так и его столицу.  Здесь всегда найдется куда пойти и на что посмотреть.

Владикавказ — один из самых ярких примеров культурного многообразия на Северном Кавказе. Город, расположенный у подножия Кавказских гор, стал историческим перекрестком различных культур, языков и традиций, его без преувеличения можно назвать жемчужиной Кавказа. В его облике явно прослеживаются традиции восточного, европейского и национального зодчества, что делает его интересным для изучения. Архитектура города является ярким отражением культурного переплетения, она обладает уникальной эстетикой, которая складывается из различных стилей и направлений.

Благодаря тому, что Владикавказ оказался перевалочным торговым пунктом в Закавказье, в городе стали селиться состоятельные люди, и это способствовало быстрому развитию инфраструктуры, город не раз был удостоен внимания Императорского дома Российской империи. В разные годы его посетили Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Со временем он и вовсе стал культурным центром. Без сомнения, старинные улочки Владикавказа ещё помнят лёгкую поступь талантов, черпавших тут вдохновение Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Антона Чехова, Льва Толстого, Петра Чайковского и других талантливых и знаменитых людей.

Среди знаковых мест, которые обязательно стоит посетить, нужно отметить историческую часть города — проспект Мира, с его широким бульваром, тенистыми и уютными аллеями. Он имеет богатую историю и играет значительную роль в культурной жизни города.

Проспект Мира был основан в XIX веке, когда Владикавказ активно развивался как административный и торговый центр. Благодаря усилиям начальника военного округа Петра Нестерова, который реконструировал Комендантский сад и создал бульвар. Впоследствии он стал Нестеровским, в честь своего создателя, а позже, по случаю визита императора Александра II в 1871 году проспект был переименован в Александровский. Как раз в это время было построено большинство красивейших зданий центральной улицы, на которой расположились магазины и культурные объекты.

На Проспекте того времени не было административных зданий, он был предназначен для отдыха, а учреждения, которые находились по обеим сторонам бульвара, располагали к этому. Светская жизнь тут била ключом. По атмосферной наполненности проспект ничуть не уступала уютным парижским авеню. Александровский проспект представлял собой средоточие культурной жизни города и достаточно быстро стал излюбленным местом для проведения досуга. Тёплыми летними вечерами на балконе Коммерческого клуба, в котором находилась библиотека и концертный зал, располагался оркестр Терского казачьего войска, который радовал прохожих модными в те времена мелодиями. Кстати говоря, в этом здании некогда работал М.А. Булгаков, вначале был заведующим литературной, а позже театральной секцией. «В гулком здании ходят, выходят… На четвёртом этаже два шкафа с оторванными дверцами, колченогие столы…»- так описывал в «Записках на манжетах» Булгаков здание Коммерческого клуба.

Один за другим открывались театры, клубы, музеи и кинотеатры. Как говорится: «Жизнь била ключом», а местные жители вели достаточно светский образ жизни. С подачи начальника Терской области генерал-адъютанта М.Т. Лорис- Меликова, который в своём докладе наместнику Кавказа указал на необходимость театра в городе, дабы оказать положительное культурное и духовное влияние на местных жителей, 15 апреля 1871 года, спектаклем М.Ю. Лермонтова «Маскарад» свои двери распахнул самый старый в СКФО театр, ныне Русский академический театр имени Вахтангова.

Его постановки всегда вызывали восторг, а премьер ждали с нетерпением. В 1912 году, известный режиссёр И.А. Ростовцев, на сцене Русского театра, впервые поставил пьесу осетинского драматурга Д. Кусова «Дети гор». За годы существования на его сцене блистало немало знаменитостей, среди которых балерина М. Савина, М. Петипа, Е. Вахтангов и ещё целая плеяда талантов. Нужно отметить, что в осуществлении постановок Ростовцеву помогал Евгений Вахтангов.

Благодаря Коста Хетагурову Проспект стал местом проведения художественных выставок. В разное время картины осетинского просветителя выставлялись в импровизированных галереях Александровского проспекта, точнее, в здании Межевого управления и Коммерческого клуба, а позже и в зале Общества взаимного кредита, который одновременно служил и операционным залом банка. Помимо этого, в зале демонстрировались ювелирные изделия, промышленные товары и собрания коллекционеров.

Не каждый провинциальный городок того времени мог похвастаться наличием кинотеатра: до 1911 года на Проспекте их было целых три – «Патэ», «Риччи» и небольшой кинозал в доме №4, а в 1911 году в здании на пересечении улиц Базарной (ныне Джанаева) и Проспекта был открыт первый электротеатр «Модерн», который вмещал около 100 зрителей. По некоторым данным, в годы юности, в нём устраивал представления Евгений Вахтангов. В 1913 году, с разрешения городского Гаппо Баева открылся «Гигант».
Можно сказать, что это был самый роскошный кинотеатр города. Богато украшенные помещения были исполнены в стиле модерн: зал на 441 место, 75 – в амфитеатре и 25 комфортных мест в ложах. В фойе посетителей встречал оркестр. По одной из версий, это был румынский оркестр под управлением известного скрипача Харкоти, а по другой – Терского казачьего войска. Благодаря связям хозяина кинотеатра М. Первиля новинки первой российской кинофабрики выходили в «Гиганте» практически одновременно с московскими кинотеатрами. Гостям также представляли киноленты французских и итальянских режиссёров. Помимо игрового кино транслировали и документальные фильмы о медицине, науке и технике. Без преувеличения можно сказать, что местная публика была избалована киноновинками.

Не меньшей популярностью среди горожан пользовались библиотеки. На пересечении Проспекта и Базарной улицы (ныне Джанаева) находился известный писчебумажный дом «Сегаль и Сыновья», с типографией и переплётной мастерской, на втором этаже здания располагался книжный магазин Ильина, который включал в себя библиотеку и читальный кабинет, с широким выбором литературы.
После революции тут находились отдел искусств и отдел народного образования, где работал М. Булгаков. В 1895 году усилиями педагога и общественного деятеля В. Шредерс и К. Хетагурова, который внёс свою лепту в благое дело, была основана первая публичная библиотека.

Пожалуй, самое примечательное здание на проспекте – особняк купца Б.Г. Оганова, ныне Художественный музей имени Махарбека Туганова. Надо сказать, что это единственное здание в республики, сохранившее свои интерьеры в первозданном виде и является объектом исторического и культурного наследия федерального значения.

Особняк построен в 1903 году по заказу состоятельного владикавказского купца Б.Г. Оганова. Первый этаж занимала торговая лавка товарищества «Киракозов- Оганов», где продавали мануфактуру, а второй этаж занимали жилые комнаты. Существует легенда о том, что особняк строился для сына купца и его невестки француженки, которые якобы возвращались из Франции после учёбы, но, не прожив и года во Владикавказе, вернулись в Париж.

Особняк завораживает своим ярким аутентичным видом, которому обязан талантливому архитектору Ивану Рябикину. Внешняя отделка по-настоящему мистически притягательна. Фасад украшают свирепые мифологические гарпии, соседствующие с амфорами и рыбками, рядом расположилось древо жизни и солярный символ. Примечательно, что здание имеет 12 окон, которые венчают 12 знаков зодиака,  расположенных в неправильном порядке. К сожалению, строительные чертежи и описания утеряны, поэтому остаётся только догадываться о том, что символизирует тот или иной элемент, изображённый на фасаде.

Внутреннее убранство особняка поражает роскошью и разнообразием стилей. Все залы особняка изобилуют лепниной, росписью, затейливыми витражами.  Каждый из них оформлен в своём неповторимом стиле. Прогуливаясь по ним словно, переходишь от одной эпохи в другую. Тут гармонично соседствуют ампир и барокко, эпоха возрождения и мавританский стиль.  В дореволюционном Владикавказе Оганову принадлежал ряд домов, но именно особняк, в котором расположился музей, навсегда увековечил имя своего владельца.

Проспект Мира словно музей под открытым небом. Каждый особняк примечателен и имеет богатую историю. Это место, где прошлое встречается с настоящим. И по сей день он является центром культурной жизни Владикавказа. Также как и век назад, на бульваре звучит приятная музыка, настраивая на неспешный лад, а уютные кофейни завлекают ароматами свежей выпечки и кофе, проводятся культурные мероприятия и праздники, которые привлекают не только местных жителей, но и туристов.