Мы часто жалуемся на неумолимый бег времени. Стремительно промелькнул отпуск, которого ждали целый год. Не успели сделать и половину из запланированных на сегодня дел… Но у нас есть возможность дождаться следующего отпуска, а тем более – разобраться с теми делами, которые остались незаконченными.
По-настоящему же время сурово к тем, кто уже ушли из жизни. Это относится даже к известным, выдающимся людям. Память о них хранят особенно бережно, и тем не менее постепенно теряются из виду яркие эпизоды их биографии, тускнеют неповторимые черты их личности. А ведь это наша история, наша гордость, наши нравственные ориентиры. Как же сделать так, чтобы каждое новое поколение вместе с кумирами – современниками, порой случайными, глубоко впитывало и образы героев прошлого? Ответ прост – не забывать о них рассказывать. И рассказывать много и часто. Чтобы подробности возникали одна за другой. Чтобы возникало желание узнать еще больше. Короче говоря, не ограничиваться сюжетом в теленовостях раз в год, а то и в пять лет по поводу очередной памятной даты.
26 августа в Северной Осетии отмечают 105-летие со дня рождения легендарного капитана советских атомоходов, Героя Социалистического труда Юрия Сергеевича Кучиева. В следующем году не останется без внимания 20-летие со дня его смерти. И все же дежурные упоминания не идут ни в какое сравнение с громадностью дел, обилием жизненных перипетий и невероятным личным обаянием этого человека. Мне кажется, я нашел способ, благодаря которому Юрий Сергеевич может и сегодня войти самым дорогим гостем в каждый наш дом, да что там в дом – в каждое сердце. Мы должны помнить имена лучших сыновей и дочерей Осетии не для кроссвордов. Натолкнул на эту идею документальный фильм «Дорога среди льдов», созданный творческим объединением «Экран» в 1987 году. Будучи, сам тесно связан с кинодокументалистикой, готов снять шляпу перед авторами этой ленты. По себе знаю, как важно установить доверительные отношения с главным действующим лицом. В противном случае на выходе появится что-то казенно – серое или наигранно фальшивое. Душу это не заденет. Создатели фильма, верно, уловили, что лучше всего дать слово самому Кучиеву. Цепочка его коротких монологов заставляет зрителя следить за происходящим перед его глазами на одном дыхании. Юрий Сергеевич был непревзойденным рассказчиком. Люди, обладающие таким талантом, делятся на две категории. Первые всегда повествуют о чем-то особенно интересном. А у вторых интересным неизменно оказывается то, о чем они повествуют. Это происходит за счет ярких красок, которые они находят даже для обыденных, казалось бы, ситуаций, характерных деталей, плавно льющейся речи. Именно в такой манере и изъяснялся наш прославленный земляк.
Добавьте к этому эмоциональную жестикуляцию, которая еще больше подчеркивала, так сказать, словесный колорит. В одном моменте он даже спровоцировал оператора на явный ляп. Так резко отклонился в сторону, показывая, каким извилистым курсом случается следовать его атомоходу, что исчез из кадра. Но скрыть огрех с помощью монтажа не решились – уж слишком непосредственной оказалась сцена. Кстати, для многих может стать откровением то, что ледокол не движется по прямой. Он идет по стыкам ледовых пластов – так легче пробивать дорогу. Кучиев из этого сделал даже девиз для себя, которым и поделился со зрителями: В море – только зигзагами, в жизни – никогда. Так в чем же идея, о которой я упомянул? Провести в республике фестиваль одного фильма. Того, что я уже назвал. Фестиваль для всех – с показом ленты на предприятиях, в учебных заведениях, в хадзарах, даже для сотрудников соседнего магазина. Технически организовать это вполне возможно. Главное – земляки получат представление о том, каким человеком был Юрий Сергеевич вместо скупого образа с памятника или мемориальной доски с прилагаемыми при этом краткими сведениями. Идею можно слегка изменить. Добавить еще один фильм, снятый режиссером и сценаристом Султаном Цориевым даже семью годами раньше – «Я всегда хотел летать». Тема неосуществленной мечты Кучиева стать летчиком поднимается в обеих картинах. Он не просто мечтал об этом, а на протяжении всей жизни, добившись чего только можно в своей профессии, жалел, что не стал покорителем другого океана – воздушного. В фильме, о котором я рассказываю, он даже признался, что на борту атомохода носил нередко шлем летчика и только в конце своей службы подарил его внуку. Ничего не скрывая, объяснил он, почему для юноши, только что окончившего в школу, летное училище оказалось недоступным. Как раз в это время был незаконно, как и многие другие, репрессирован его отец. С горечью вспоминал Кучиев, как от его семьи отвернулись родственники и друзья, а кто – то, завидев его на улице, спешил перейти на другую ее сторону. И конечно же анкета, которая тогда решила все, была безнадежно испорчена. Эта боль потянула за собой другую. Наш герой надолго покинул родные края, а после того, как впервые вернулся, редко приезжал снова. Ему было неловко за то, что он забыл по его собственному признанию осетинский язык. Когда старик – односельчанин из Тиба о чем-то его спросил, он ответил не без труда и заслужил гневную отповедь. Забыть свой язык он, конечно, не мог. Просто отвык говорить на нем бегло. Но будучи предельно строгим к себе, чувствовал неловкость положения и это сказалось на периодичности его приездов в республику.
Самым же откровенным из его признаний был упрек, адресованный начальству – за то, что раньше времени списали на берег. Ведь он еще был полон сил и на здоровье не жаловался. Интересно ответил он на замечание о том, что тоску по морю удовлетворить было бы не трудно – достаточно прокатиться на любом ледоходе. «А что мне там делать? Я привык быть хозяином на корабле». Ему подобрали работу, где его опыт и знания приносили огромную пользу. На Балтийских верфях он занимался тщательной проверкой новых судов, которым предстояло сменить своих предшественников или пополнить ледокольный флот. Но эта деятельность требовала немало нервных затрат. Он горячо спорил с конструкторами по поводу любых мелочей. Доходило и до серьезных конфликтов. «Как можно проектировать такие сложнейшие корабли», – недоумевал он, – «Ни разу в жизни, не пройдясь по палубе?». Пенсионером по-настоящему он стал только в 78 лет. И можно только пожалеть о том, что никто не подсказал ему засесть за мемуары. Это была бы поистине увлекательная книга и не одно сердце она зажгла бы романтикой суровых плаваний в северных морях. А ведь у него оставалось в запасе целых восемь лет… Мне кажется, мы еще не осознали в полной мере масштаба этой личности.
17 августа 1977 года он вошел в историю человечества, когда атомоход «Арктика» под его командованием впервые в мире достиг Северного полюса надводным путем. Тем самым Юрий Кучиев встал в один ряд с выдающимися покорителями полярных широт прошлого – Руалем Амундсеном, Фритьофом Нансеном, Робертом Скоттом и другими. Кстати, через два года будет отмечаться 50-летний юбилей того события. Северная Осетия должна принять в этом активное участие. Инициировать, например, специальный рейс одного из ледокольных судов к тому месту, где сходятся все меридианы земного шара. Это отнюдь не исключает выполнения повседневных заданий на маршруте. Но желательно и присутствие на борту делегации из представителей общественности республики и фамилии Кучиевых. Именно там, над морской пучиной согласно завещанию рассеян прах Юрия Сергеевича и его супруги. Юбилейные мероприятия должны пройти и на родине легендарного морехода. Их составной частью может стать и повсеместная демонстрация фильмов, о которых уже упоминалось. Благодаря тому, что Кучиев много рассказал с экрана о себе, он создал как бы автопортрет для потомков и земляков. Просмотры можно начинать уже в ближайшее время. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить коллег – кинематографистов республики с профессиональным праздником, который отмечается 27 августа.
Южную оконечность мыса Флора из архипелага Земля Франца – Иосифа размыло море и образовался небольшой остров, которому присвоили имя Юрия Кучиева в знак его огромных заслуг в изучении и освоении Севера. Отныне этот кусочек суши в Ледовитом океане ассоциируется и с Осетией. Юрий Сергеевич навсегда породнил ее с Арктикой.
Автор: Евгений Пантелеев