Заместитель главного редактора газеты «Северная Осетия» Александр Торин удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Журналистов не так уж часто жалуют подобными наградами. А между тем культура — это еще один фронт. Фронт борьбы за сбережение духовных ценностей, общемирового художественного и интеллектуального наследия, национальных традиций, чистоты языка и многого другого, что определяет облик гармонично развитого человека. Здесь не происходит ожесточенных сражений – вместо них идет рутинная и не всегда заметная глазу работа. Невежеству противопоставляется знание, беспамятству – память, безвкусице – вкус. Нередко приходится отступать под напором низкосортной продукции масс-медиа, кино и литературы, но тем ценнее усилия одиночек, не сдающих свои позиции и не опускающих планку требований к себе. Грамотно и интересно написанная статья — это не просто услуга, оказанная читателю. Тем самым автор формирует уровень его восприятия, вырабатывает критерии, по которым и будет оцениваться печатное слово.
В журналистику Александр пришел в 1979 году после окончания филологического факультета СОГУ. Начинал в молодежной газете. Когда-то и я делал там свои первые шаги в профессии. Поэтому не без пристрастия следил со стороны за новыми поколениями своих преемников. И в те времена, когда Саша появился в редакции, а может, отчасти и благодаря этому, здесь сложился по-настоящему творческий, я бы даже сказал, КВНистый коллектив. Неистощимое чувство юмора, свойственное Александру, неожиданно сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе.
1 апреля, в день смеха в газете была опубликована статья Александра о необычной находке, найденной на месте сооружения Зарамагской ГЭС. В результате взрывных работ в толще горных пород обнаружилось небольшое озеро, сохранившееся со времен мезозойской эры. Но самое удивительное было в том, что оно оказалось обитаемым. Взорам изумленных взрывников на мгновение предстало внушительных размеров существо, взметнувшее хвостом и скрывшееся под водой. На узкой полосе, образовывавшей что-то вроде берега люди заметили круглый предмет. Один смельчак вызвался спуститься вниз на тросе и достать загадочную находку. Когда его подняли наверх, стало понятно, что это было здоровенное яйцо. Его осторожно передавали друг другу, тщательно рассматривая, но у кого-то от волнения дрогнула рука, яйцо упало и раскололось. Из него выпрыгнуло что-то похожее на детеныша крокодила и тут же попыталось скрыться в расщелине. Лишь реакция и ловкость нескольких мужчин позволили схватить столь ценную для науки добычу. Неведомыми путями еще до появления статьи о зарамагской сенсации стало известно ведущим зоологам мира. Торин сообщил, что группа зарубежных ученых с часу на час собирается прибыть спецрейсом в бесланский аэропорт, чтобы затем отправиться к природному тайнику. Текст сопровождался фотоснимком, на котором один из рабочих держит крокодила так, чтобы тот своими зубами не мог причинить ему вреда. Завершалась публикация объявлением о том, что желающие смогут увидеть рептилию 1 апреля в бассейне дворца спорта «Труд». Единственное требование – посетители должны иметь «сменку» – резиновую обувь. Вряд ли автор представлял себе последствия своего розыгрыша. Вся территория, прилегающая к зданию на углу Шмулевича и Пушкинской была запружена народом. А в дверях стоял измученный директор дворца спорта и кричал, что никакого крокодила в бассейне нет. На его призывы разойтись никто не реагировал. Наоборот, напирали все сильнее и настойчивее. Пробившийся ближе ко входу Торин слышал, как директор говорил: «Я бы этого автора собственноручно утопил». Экстраординарное событие, вызвавшее такой резонанс, не могло остаться без внимания со стороны властей. Трижды в течение дня секретарь по идеологии областного комитета партии вызывал к себе «на ковер» Александра и тогдашнего редактора газеты Эрика Токаева. Это объяснялось менявшейся конъюнктурой момента – от негодования партийных чиновников до снисходительного разведения руками. Ведь наказать журналистов значило признать, что и руководящие работники попались на удочку. А такие, между прочим, были. Один ответственный товарищ послал своего шофера к себе домой за резиновыми тапочками. Глава транспортного управления решил развлечь диковинкой членов комиссии из Москвы, приехавших проверить состояние дел в его ведомстве, и лишь ухудшил их впечатление.
Но у этой истории оказался еще один непредвиденный поворот. Секретарь Промышленного райкома КПСС Зинаида Булацева позвонила Торину и, заявив, что ей нужны такие креативные сотрудники, предложила ему перейти на работу в эту организацию. У меня, скорее всего, не будет случая рассказать в другом месте о забавном происшествии, связанном с Зинаидой Садуловной, поэтому позволю себе небольшое отступление здесь.
Она была моим первым редактором в молодежке. Однажды она позвонила в отдел и строгим голосом потребовала, чтобы я явился к ней в кабинет. Это было равносильно сигналу тревоги. Наверняка я допустил грубую ошибку в последней публикации и теперь мне за это влетит. С замирающим сердцем я остановился на пороге. – Закрой дверь, – сказала шефиня. – Так я же закрыл. – На ключ закрой, – повелительно произнесла она. Я в полном недоумении выполнил это распоряжение. – Садись, показала она на стул. Встав из-за своего стола, она открыла косметичку и начала красить мне ресницы. Я, двадцатилетний юнец, ошеломленно терпел манипуляции, которые с кисточкой в руках проделывала надо мной женщина на десять лет старше. Закончив свою работу, она удовлетворенно оглядела меня и сказала – Ну вот, я так и знала, с черной тушью тебе пошло бы больше. Иди смой. Вот к такому своеобразному человеку пришел под крыло Торин.
Много лет посвятил он работе в районных органах управления. Мне доводилось встречать людей из бюрократической среды, которых «перебрасывали» на журналистику. Чаще всего – из-за отсутствия перспектив для них на прежней должности. Им можно было только посочувствовать. Не имея способностей к творчеству, они напоминали рыб, выброшенных на берег. В редких случаях из них получались неплохие руководители, если они не пытались превращать редакцию в канцелярию. Другое дело – журналист, попавший во властные структуры. Каждая новая задача, вставшая перед ним, – как тема для очередной статьи, с той лишь разницей, что предпринятые усилия воплотятся не в текст, а в событие, в акт контроля или в решение текущей проблемы. Александр умел вносить изюминку в повседневную рутину. Позднее характер его деятельности стал еще ближе к творческому процессу. Он был назначен заместителем министра печати и информации, а впоследствии – зам. председателя аналогичного комитета, в который было преобразовано это ведомство. В трудный момент для газеты «Северная Осетия», когда она осталась без главного редактора, Торину доверили этот ответственный пост. И благодаря тому, что он крепко держал в руках штурвал, редакционный самолет не ушел в «штопор», не растерял подписчиков, оставался самым популярным печатным органом республики.
Подобно тому, как история с крокодилом привела к неожиданным последствиям в судьбе Александра Владимировича, из случайного, крохотного эпизода выросла одна из самых ярких страниц в его биографии. После победы «Алании» над бельгийским «Андерлехтом» в европейском кубке (неужели это когда-то было?) он познакомился в вестибюле стадиона с одним из руководителей клуба из Брюсселя. Знание английского позволило вести непринужденную беседу. Это впечатлило присутствовавшего при ней прокурора Валерия Козаева – по совместительству заядлого альпиниста. Он тут же предложил Александру отправиться с ним в… Гималаи. При этом он рассчитывал на него только как на хорошего переводчика во время подготовки к восхождению непосредственно на месте. Но Торин, не имея никакого опыта в покорении вершин, сумел неплохо зарекомендовать себя и в этом. Достичь базового лагеря на высоте около пяти тысячи метров — это уже достижение для новичка. Тем более, что был избран один из самых трудных маршрутов. Величественную Аннапурну неспроста называют горой – убийцей. Впоследствии новоявленный альпинист побывал в Непале еще дважды. Торин – вообще человек разносторонних способностей и интересов. У него легкое перо, что свойственно далеко не каждому из пишущей братии. Это ощущение возникает, когда слова и фразы, казалось бы, без усилий нанизываются на нить повествования. Я настоятельно советовал ему попробовать свои силы в беллетристике. Например, написать детектив на незаезженную тему – из альпинистской жизни. Тут ему все карты в руки. Может, когда-нибудь он и возьмется за это. Еще работая в «молодежке», Александр стал если не единственным, то уж точно одним из двух журналистов в Северной Осетии, овладевших таким сложным жанром, как фельетон. Ведь здесь требуется не только нетерпимость к негативному явлению и фактам, но и остроумие, нестандартный взгляд. А когда Александр учился в высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, он много общался с одним из преподавателей, известнейшим публицистом Юрием Щекочихиным. По его примеру и под его влиянием стал писать судебные очерки. Изложение и осмысление уголовных дел и заседаний в зале суда были настолько подробными и увлекательными, что печатались с продолжением – из номера в номер.
Я скучаю по тем музыкальным вечерам, которыми он баловал друзей и домочадцев, исполняя под аккомпанемент своей гитары самые разные песни – от военно-патриотических до дворовых. Саша вырос в замечательной, дружной семье. Его ныне покойный папа Владимир Федорович много лет руководил одним из самых сложных участков городского хозяйства – водоснабжением столицы республики. Мама Валентина Григорьевна (в девичестве Гиоева), которой сейчас 87 лет, работала в системе связи. Супруга Александра – 3алина Борисовна – кандидат педагогических наук преподает в СОГУ. Кстати, у обоих – по два диплома о высшем образовании. Помимо филологического они окончили и юридический факультет. Торин – отец троих дочерей. Старшая, Наталья – врач, младшая, Валерия – дипломированный филолог, а средняя, Элина после завершения учебы в московском университете дизайна и рекламы уже успела издать две книжки своих стихов. И на мой взыскательный вкус – весьма талантливых.
В семье Ториных до сих пор хранится грамота, которой пятилетний Саша был награжден за победу в гонке на трехколесных велосипедах. Причем, организаторы соревнований отметили и волевые качества малыша. Недалеко от финиша с колеса соскочила цепь, но юный гонщик, энергично отталкиваясь от асфальта ногами, сумел сохранить лидерство и опередить всех соперников. Тот успех стал своеобразным символом для Александра Владимировича, побуждающим его на протяжении всей жизни, чего бы в ней не происходило, соответствовать уровню поставленных целей и не опускать планку требовательности к себе.
Автор: Евгений Пантелеев