15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Дождь)
96 %
1 м/с
$ — 91.9829 руб.
€ — 100.2432 руб.
Не простой «Простачок»
13.05.2022
15:09
1 770
Не простой «Простачок»

Новая работа кинематографистов республики – фильм «Простачок» подкупает не только свежестью и незатасканностью сюжета, довольно прочно сколоченной драматургией и рельефной обрисовкой характеров. Едва ли не главное его достоинство – правдивость.

Нужна была определенная смелость, чтобы показать сегодняшнюю Осетию без прикрас. И такой, какой мы ее любим, и такой, в какой для нас что-то неприемлемо. И хотя, в конце концов, авторы сползли к банальному хэппи-энду, негативные явления и отрицательные типажи запечатлены со всей остротой. Собственно говоря, счастливый конец не противоречил логике действия и самой жизни. Но создатели ленты несколько переусердствовали в том, чтобы порок либо был преодолен, либо наказан, либо… не оказался пороком, как это с психологической точностью мы увидели на примере супружеской пары одноклассников главного героя. Поначалу они с почти циничной откровенностью заявляли о своем нежелании иметь детей, а впоследствии искренне обрадовались тому, что в их семье появится ребенок. И осуществленное заядлым картежником намерение раз и навсегда покончить с прошлым, возместив ущерб, причиненный родственнику, тоже вписывается в реальный ход событий. Но совершенно лишней оказывается сцена ареста мошенников, подло воспользовавшихся дружескими чувствами и доверчивостью Сослана. Если даже добро побеждает зло, то чаще по очкам, а не нокаутом. И не на всех фронтах одновременно. Фильм только выиграл бы, если бы в нем не сошлось благополучно все, что только могло сойтись.

Разумеется, у кино свои условности, но когда оно претендует на серьезность и глубину, ему не помешает чуть меньше сахара в десерте. Примерно в семидесятых годах прошлого века в отечественной литературе появилось мощное течение, которое несколько неуклюже окрестили деревенской прозой. В своих произведениях примкнувшие к нему писатели пытались ответить на самый важный для себя и многих читателей вопрос – «Что с нами происходит?», имея в виду изменения в жизненных установках, в образе мыслей и в поведении значительной части современников. Еще немало лет оставалось до перестройки, потребовавшей от людей новых взглядов на свои задачи и возможности, но повлекших для кого-то и ломку нравственных основ. Однако художник подобно сейсмологу по первым, едва заметным признакам улавливает будущую опасность. Ныне мы уже все явственно ощущаем подземные толчки, и тот самый вопрос становится еще более актуальным. Поставили его перед собой, а также перед своими зрителями и создатели фильма. И в самом деле – разве не может нас не волновать, почему вокруг стало больше лжи, вероломства, низости? Почему уже не стыдно в открытую проявлять корысть и бесчувствие? Вполне естественное желание жить лучше, чем прежде перерастает в страсть к потребительству и в жажду наживы, причем, любой ценой и, как правило, за чужой счет, пренебрегая нормами морали и представлениями о человеческом достоинстве.

В Осетии, где веками жили по неписанным, но до мелочей соблюдаемым законам, контраст с прошлым заметен особенно. Есть вечные ценности, но есть и вечные соблазны. И когда возможности для их удовлетворения возрастают, зло обретает дополнительные силы. А значит, должны активизироваться в ответ и силы добра с помощью внутренней мобилизации всего лучшего в тех, кто сохранили и голову, и сердце с непременным единением таких людей. В быту зло не может в каждом отдельном случае собрать большого воинства, а добру это вполне по плечу. Вот именно такой действенный рецепт и предлагает «Простачок». В фильме есть моменты, где об очень существенных вещах говорится тонко и ненавязчиво. Вот, к примеру, герой чисто по-американски приглашает свою избранницу и ее маму в ресторан, чтобы
в промежутке между закуской и горячим блюдом сделать девушке официальное предложение. Тут же из кармана извлекается и коробочка с кольцом… Мой друг рассказывал, как его будущий отец, паренек с Кубани пришел свататься в осетинский дом самолично в единственном числе и, естественно, был выставлен за дверь. Но когда все было сделано чин чином, как полагается, родители с удовольствием благословили на брак дочь и ее жениха. Казалось бы, сценариста и режиссера можно было бы упрекнуть в элементарном незнании обычаев. Да и Лизу – положительный персонаж подвели. Уж она – то, взрослая женщина могла отреагировать на происходящее сглаживающей шуткой. В той же сцене несостоявшаяся новобрачная с жаром описывает, каким будет подвенечное платье. Позвольте, а как же национальный наряд невесты, наверное, один из самых красивых в мире среди свадебных? Еще один просчет? На самом деле, уверен, в обоих моментах это был сознательный шаг, с предельной точностью фиксирующий не самые приятные тенденции нашего времени. Пока не типично, но уже симптоматично. Очень поучителен эпизод, о котором рассказал дядя Георгий, и который напоминает не только о том, что добро возвращается даже через десятилетия, но и о том, что осетин – это дорогой бренд, гораздо более ценный, чем Гуччи или Луи Виттон. Обязывает соответствовать.

Авторов интересует и социальный контекст. Они не прошли мимо коррупции, указав на ее наиболее распространенные схемы. Вскользь, но отчетливо прозвучали замечания о невысокой зарплате учителей, о явно недостаточном количестве мест, выделяемых на бюджетных отделениях вузов, о вынужденной необходимости из-за материальных затруднений заключать браки «по-тихому», чтобы избежать непомерных расходов на свадьбу… Все это свидетельствует и о четкой гражданской позиции сценариста и режиссера. По ходу просмотра иногда хотелось схватиться за воображаемый красный карандаш, натыкаясь на какие-то фразы или детали. Необязательной натяжкой, скажем, выглядело звуковое признание Алины в своих чувствах, случайно обнаруженное Сосланом. Чтобы догадаться о них, не требовалось титанических усилий мысли, несмотря на период реабилитации после болезни и погруженность в творчество. Ведь он каждый день видел ее рядом с собой и пользовался ее помощью. Вполне понятно желание максимально сократить сроки работы над фильмом. Но это не позволило провести полноценный кастинг. С некоторыми актерами не мешало бы тщательнее отрепетировать их роли вне съемочной площадки или хотя бы делать больше дублей. Тем не менее «Простачок» – яркое, значимое событие культурной жизни республики и своего рода духовное упражнение для думающего и неравнодушного зрителя.

Автор: Евгений Пантелеев