15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
32°
(Облачно)
25 %
4 м/с
$ — 88.0206 руб.
€ — 96.0371 руб.
Перелистывая жизнь. Продолжение
01.05.2023
17:23
3 860
Перелистывая жизнь. Продолжение

Любовь к театру и незаурядные артистические способности очевидцы отмечали у Вахтангова с детских лет. Оставивший о нем воспоминания его одноклассник Петр Жеребцов приводит такой эпизод. На перемене Евгений развлекал своих товарищей, пародируя учителя математики. Он так искусно изображал преподавателя, начиная с походки кончая мимикой, что гимназисты не могли удержаться от хохота. Никто и не заметил, что за этой сценкой наблюдал и сам «первоисточник». Когда он внезапно появился перед своими учениками, у всех ушла душа в пятки перед неизбежностью наказания. «А ведь это и вправду я», – произнес педагог и рассмеялся.

Среди запретов, наложенных на учащихся гимназии было и вето на посещение вечерних спектаклей в театре. Но Вахтангов не пропускал утренние по выходным дням и на каникулах. Это не были постановки для детей и подростков, как принято было впоследствии в советские времена. Ставились лучшие пьесы отечественного и мирового репертуара и взрослых зрителей в зале тоже хватало. Во Владикавказе подобралась хорошая труппа. Здесь, например, играл актер Лонский, родной брат тогдашнего корифея российской сцены Мамонта Дальского, которого в своих «Хождениях по мукам» изобразил Алексей Толстой. Очень популярной была антреприза. Одних гастролеров едва успевали сменять другие. Вахтангов всякий раз жадно впитывал и особенности игры и перипетии драматического действия. Сначала он участвовал в домашних спектаклях, которые были не редкостью в ту пору. Несколько семей, причем представители разных поколений после распределения ролей и многочисленных репетиций разыгрывали представление перед родственниками и знакомыми. Это была и живая форма эстетического воспитания и средство для сближения «отцов и детей».

Однажды у Евгения родилась идея поставить спектакль силами его товарищей – гимназистов. Разве не интересно хотя бы на сцене почувствовать себя самостоятельными? Выбрали малоизвестную комедию «Пробелы в жизни». Из-за ряда недоразумений ее герои попадают в различные забавные ситуации. Одним словом, для успеха материал вполне подходящий. Можно было рассчитывать и на значительную аудиторию. Приходить будут целыми семьями, чтобы поболеть за своих «артистов», не говоря уже о гимназистах, не занятых в этом проекте. Но как быть с тем, что среди действующих лиц, естественно, предусмотрены и женщины? И тут все головы повернулись к Евгению. Дело в том, что благодаря своей коммуникабельности, он завел знакомства и в женской гимназии, и в реальном училище, тоже дававшем среднее образование, но с техническим уклоном. Все надеялись на то, что Женя пригласит нескольких девушек и проблема будет решена. Но судьба распорядилась иначе. Она прибегла к своему излюбленному приему – случаю некая дама, принявшая живейшее участие в затее гимназистов, встретила на улице свою юную знакомую – Наденьку Байцурову и предложила ей сыграть в любительском спектакле. Та никогда прежде в этом качестве себя не пробовала. Но без колебаний согласилась. В свои семнадцать лет Надя была уже вполне уверена в себе. Она работала секретарем – машинисткой в конторе нотариуса, давала частные уроки, а кроме того, делала переводы с французского для газеты «Терек». Так в спектакль вошла юная дебютантка, а в душу Вахтангова – любовь всей его жизни.

Можно сказать, что родной город стал для Евгения Багратионовича не только театральной колыбелью, но и краеугольным камнем семейного очага. Правда, обвенчались они четыре года спустя. Надежда Михайловна Вахтангова оставила подробные воспоминания о знакомстве с будущим мужем и о первых днях совместной работы. Придя в класс, где собрались гимназисты, занятые в спектакле, она обратила внимание на то, что все присутствующие – брюнеты и только один выделялся русыми волосами и красивым, как ей сразу пришлось признаться себе, лицом. Но он почему-то посматривал на нее с чувством превосходства, хотя именно она, уже зарабатывающая себе на жизнь, должна была смотреть свысока на этих школяров, даже будучи на два года моложе. Освободившись, Надя тотчас побежала к своей лучшей подруге, чтобы со смехом сообщить ей, что влюбилась в гимназиста. Спектакль прошел с успехом, а после этого устроили не банкет, а бал. Среди зрительниц оказалось немало девушек, составивших компанию кавалерам в гимназической форме. На первый же танец Вахтангов пригласил Байцурову. Потом они танцевали мазурку. Можно посочувствовать современной молодежи, что она лишь понаслышке знает о ней – игривой, элегантной и отнюдь не простой из-за смены ритма. В конце концов Евгений попросил у своей партнерши разрешения проводить ее до дома. Но несмотря на удачную премьеру, на бал и на романтическую прогулку, настроение у Нади было далеко не радужным. Его испортил сам Евгений, вздумавший во время танцев учить ее, как это надо правильно делать. Ей, семь лет проучившейся в институте благородных девиц, до этого казалось, что танцует она прекрасно. Но теперь поняла, что ей не достает его непринужденности и артистичности. Вахтангов был замечательным танцором. С лезгинкой в его исполнении, например, не могли соперничать даже коренные жители Северного Кавказа. Отнюдь не случайно пластика и ритмика так характерны для его режиссуры.

В любительских спектаклях во Владикавказе он любил играть старух, чтобы максимально усложнить для себя творческую задачу. Но вот настал день, когда Вахтангов впервые решил попробовать свои силы на режиссерском поприще. Он обратился к двум близким по тематике рассказам Чехова – «Медведь» и «Предложение». То ли возникли проблемы с арендой помещения, то ли таков был замысел Вахтангова, но играли на открытом воздухе, в одном из владикавказских дворов, благо дело было летом. Сценическое пространство было огорожено большими полотнищами ситца. Если в прошлый раз Наде досталась эпизодическая роль, то на сей раз – главная. Забегая вперед, отметим, что и работая профессионально в Москве, Евгений Багратионович привлекал свою музу к участию в спектаклях. Позднее она стала заведующей литературной частью 3-й студии МХАТ, которую он возглавлял. Уже через год после смерти Вахтангова она создала из их квартиры музей и стала его директором. Надежда Михайловна пережила своего мужа на 46 лет. Их сын Сергей тоже нашел себя в творческой, но иной деятельности – в архитектуре.

В уже упомянутых нами воспоминаниях Петра Жеребцова из книги «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства» подчеркивается, что он был душой общества, постоянно тормошил своих товарищей по гимназии, призывая не пропускать какие-то события культурной жизни или организовывал походы по окрестностям города. Он был лидером по натуре, но не таким, который старается командовать, а ведя за собой может завести невесть куда. Нет, он стремился быть не впереди всех, а в центре. Он зажигал окружающих, воодушевлял и объединял. Позднее это стало стилем его режиссуры и наложило неизгладимый отпечаток на его театр до наших дней. В нашей стране было много талантливых режиссеров. Но нет понятия «мейерхольдовцы», «таировцы», «товстоноговцы» или «любимовцы». А «вахтанговцы» есть. И это не случайно.

Автор: Евгений Пантелеев