Отмеченный на днях очередной день рождения одного из символов Владикавказа дал повод заглянуть и в прошлое, и в будущее. Предчувствую бурю негодования со стороны местных жителей, уверенных в том, что их город был чуть ли не первым в России, где пущен трамвай. Однако вынужден их огорчить – столица Северной Осетии не входит даже в первую двадцатку трамвайных «старожилов».
Кто только ее не опережает в этом списке – Курск, Орел, Кременчуг, Житомир…Зато у Владикавказа есть все шансы претендовать на другое почетное достижение – он может войти в число тех немногих городов на постсоветском пространстве, где трамвай сохранится, несмотря на экономические трудности и активность конкурентов, прежде всего – маршрутных такси. За последние годы трамваи исчезли с улиц Воронежа, Иваново, Твери, Архангельска, Астрахани…А владикавказцы, судя по всему, не собираются расставаться с этими радующими глаз вагончиками.
Еще в конце девятнадцатого века городские власти озаботились внедрением нового вида транспорта на электрической тяге. Был объявлен конкурс на проведение всего комплекса работ. Сообщение об этом появилось во всех популярных российских газетах. В итоге проект стал международным. Предпочтение было отдано подданному Греции, но вскоре он передал права на подряд бельгийцам, которые в то время активно занимались в Осетии добычей и переработкой цветных металлов. Те в свою очередь привлекли к делу немецких инженеров, и летом 1904 года состоялось торжественное открытие первого маршрута – от вокзала до чугунного моста. Но движение началось еще тремя днями раньше. Было решено всю выручку, полученную за это время, передать в пользу воинов, сражающихся на фронтах русско – японской войны, а также их семей.
Вскоре движение проходило уже по четырем линиям. Причем, не все они повторяли знакомые сегодня маршруты. Например, можно было проехать от центрального рынка по нынешней улице Куйбышева до Театральной площади, а затем по Маяковского через первый в России железобетонный мост. Незадолго до первой мировой войны возникла фантастическая идея – проложить трамвайные пути по Военно – Грузинской дороге от Владикавказа до Тифлиса. Уже началась подготовка необходимой документации. Был ли это дерзкий полет технической мысли или крупная афера – нам не суждено узнать. В годы гражданской войны трамваи в городе ходили с перебоями, пока не перестали выезжать из депо совсем. Возобновилось регулярное движение только к седьмой годовщине октябрьской революции. А во время Великой Отечественной войны владикавказский трамвай, можно сказать, понес боевые потери. Восемь вагонов, к счастью, пустых были уничтожены во время бомбардировок фашистскими войсками, которые безуспешно пытались взять город.
За период с 1957 по 1964 год число трамвайных маршрутов увеличилось в два с половиной раза – их стало десять вместо четырех. А вскоре был установлен рекорд по перевозке пассажиров, который держался более тридцати лет – 54 с лишним миллионов человек за год воспользовались самым экологичным транспортом. То, что побить это достижение долго не удавалось, можно объяснить активизацией автобусного сообщения. Но в двухтысячном году рекордная цифра была перекрыта с большим запасом – 63 миллиона пассажиров. Трамвай доказал свою жизнеспособность. И дело не только в ценовой доступности и более комфортной обстановке, чем в тесных маршрутках. Владикавказцы, может быть, даже неосознанно, дорожат своим старым другом как неотъемлемой частью городского пейзажа и собственного прошлого. Много историй связано с ним. Можно вспомнить жуткую трагедию со сгоревшими на площади Штыба людьми в трамвае № 3. Или обошедшееся без жертв столкновение двух составов на улице Калинина. Или невероятную ситуацию, когда при повороте с проспекта Мира на улицу Кирова, передний вагон сошел с рельсов и откатился в сторону, а задний, неуправляемый, понесся в сторону вокзала. При повороте путей на улицу Маркова катастрофы было бы не избежать. Но перепуганным пассажирам достался один счастливый билет, что называется, из миллиарда. Среди них оказался человек, работавший раньше вагоновожатым. Он ринулся в кабину и остановил механического «террориста». Используя журналистскую сноровку, по горячим следам удалось разыскать героя. Жаль, не сохранились в памяти его имя и фамилия. Когда в беседе с ним я высказал предположение, что спасенные им люди задушили на радостях его в объятиях, он только рассмеялся. – Я включил пневматику, чтобы открыть двери, вытер холодный пот со лба, а оглянувшись, увидел, что в салоне уже никого нет… А самая загадочная история произошла на остановке, расположенной на Нальчикской. К остановившемуся трамваю подъехал легковой автомобиль, из него вышла совершенно обнаженная девушка и поднялась в вагон. На виду у онемевших пассажиров она прошла к дальнему выходу и на Дзержинского снова села в ту же машину, которая резко умчалась вдаль. Собственно, большой загадки в этом не было. Скорее всего – пари ради развлечения тогдашней «золотой молодежи» (это происходило в шестидесятых годах). Но кто была эта девушка, дочь известного и уважаемого человека, пусть и в самом деле останется загадкой.
Автор: Евгений Пантелеев